0
2236
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2010 00:00:00

Танцы налево

Тэги: театр, мариинский, балет


театр, мариинский, балет Зрителей завлекали голыми мужскими торсами.
Фото ИТАР-ТАСС

Балет Quatro был поставлен для казанского Фестиваля имени Нуреева, где регулярно высаживается мариинский десант. А недавно танцовщики показали его на сцене Михайловского театра.

Идея спектакля явно навеяна громкими проектами Сергея Даниляна, только по принципу «самообслуживания»: танцовщики сами заказали себе мини-постановку на четырех исполнителей и два музыкальных инструмента, к тому же без оформления – своего рода концертно-гастрольный экономпроект. Ван Манен или Пети по силам разве что Лопаткиной; Бигонзетти или Дуато – театрам. Матвиенко–Сарафановы пригласили Эдварда Клюга, худрука Словенского национального балета в Мариборе, дуэт из балета которого Radio and Juliet Денис и Анастасия Матвиенко удачно тиражируют во всевозможных концертах. Музыку написал словенский же композитор Милко Лазар. Если для Казани главный мессия современного балета Георгий Ковтун, то и Клюг – вполне европейская величина. А в мусульманском обществе раздетые тела – уже революция (здесь костюмы как в «Радио», только мальчики без пиджаков, в одних брюках, а девочки также в корсажах и мини-шортах). Но дуэты семейные, так что все пристойно.

Теперь надо с этой собственности снимать сливки. Театральное агентство арендовало сцену Михайловского театра (обещанной мировой премьеры, понятно, уже не вышло). Добавили концерт – пристойный, из дежурного набора классических дуэтов, в роли «современной изюминки» – Юрий Смекалов и «Средний дуэт» Ратманского. Исполнителей, чьи имена на слуху, позаимствовали из Мариинки.

Концерт был неровный. Матвиенко в очередной раз не осилили стильное и технологичное Классическое па-де-де Гзовского–Обера. Евгения Образцова и Юрий Смекалов выясняли отношения при помощи табуретки. Виктория Терешкина внятно отрапортовала па-де-де из «Корсара», а Денис Матвиенко сочинил здесь свою трюковую редакцию. В па-де-де Баланчина–Чайковского Олеся Новикова и Леонид Сарафанов показали танец легкого дыхания, а Екатерина Кондаурова и Ислом Баймурадов – «Средний дуэт» точных и сумрачных тонов.

Административные эксперименты Дениса Матвиенко вытекают из его биографии: опыт приобщения к проекту «Королей», положение премьера Мариинки, наработки личных гастрольных маршрутов. И, похоже, осознание необходимости думать о будущем. Театр с большими спектаклями Матвиенко не слишком освоил, предпочитая карьеру концертирующего гастролера. Физические кондиции вызывают все больше вопросов, освоение нового стационарного репертуара требует привязанности к театру, а на трюки есть более азартные, молодые или академичные. Второму участнику проекта Леониду Сарафанову в своем театре жаловаться не на что – у него любые роли, и персонально «на него» поставленная «Ундина». Конечно, для рвущегося к работе виртуоза с мальчишеской фактурой могли бы еще поставить «Коппелию» или «Тщетную». Новый проект для него – «лягушачья перспектива». Тем не менее Сарафанов отвлекся на его подготовку от собственного бенефиса в театре (которые бывают не каждый день). Артист был представлен там объемно, в антураже больших спектаклей и грамотной программе, но, к сожалению, фон не блистал. В «Этюдах», недавно возобновленных, и, по идее, тщательно отрепетированных, кордебалет не может похвастаться слаженностью: в темноте он почти безупречен, но до тех пор, пока не приходится перемещаться по сцене.

Виктория Терешкина в своем соло показала безукоризненную механику и сухую тщательность танца («прямоугольник стремится стать кругом»), Денис Матвиенко – азарт по разнарядке, сам Сарафанов то экономил силы, то летал воздушным шариком.

Дебютом был баланчинский «Блудный сын», где рисунок спектакля у Сарафанова обещает больше, чем пока наработано. Зато дуэт с Олесей Новиковой в «Дон Кихоте» вышел на феноменальный уровень технической и эмоциональной согласованности.

А Quatro повторил пластику «Радио и Юлии» в формате затянутого концертного номера. Для классических артистов, не слишком знакомых с contemporary и танцтеатром, отсутствие летящих прыжков, смещенная вертикаль и невыворотные ноги – уже современный балет. Не самые глубокоэмоциональные артисты изображали «депрессивно-экспрессивные» переживания, многозначительно передвигались в пространстве (это с детским лицом Сарафанова и усталым видом вечного командировочного «с вокзала на вокзал» Матвиенко). Партнерш даже на плакат не поместили, завлекая зрителя исключительно голыми мужскими торсами. Олеся Новикова здесь чужеродный элемент – слишком гармонична. Ей сейчас вообще нет необходимости «ходить налево»: еще много чего есть сказать в репертуаре театра, в котором, кажется, артистке становится по силам практически все. Анастасия Матвиенко – другая история, по определению довесок к мужу, где яркая внешность – основной сценический аргумент.

Далее на подхвате у Дениса Матвиенко Михайловский балет. Раньше Фарух Рузиматов организовывал гастроли в Японию по схеме «я и подтанцовка». Теперь предстоит освоение Финляндии. Так что не удивит, если на предстоящих гастролях в Лондоне Сарафанов станцует Чиполлино. Мариинка все активнее «танцует налево»: Евгения Образцова в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, Ульяна Лопаткина в Москве или Париже (тоже накануне бенефиса), недавно прошел коллективный чес Казань–Самара–Куда-там-еще. Интересно, кто останется в театре во время сочинской Олимпиады (если до нее дойдет дело) и как гастролеры из Мариинского балета будут там выглядеть (вспомним Ванкувер). Ведь если артист уходит налево, «то неизвестно, кому повезло». В смысле, что тех, кому повезло – просто нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2086
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1343
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
999
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1309

Другие новости