Пикассо – чемпион по посещаемости в этом сезоне.
Фото РИА Новости
Выставочный сезон постепенно завершается. До конца лета еще осталось несколько важных событий, одно из самых ожидаемых – июльская II Московская международная биеннале молодого искусства. Но основные мероприятия с сентября 2009 по июнь 2010 года, как главная выставка III Биеннале современного искусства в Гараже, гастроли Пикассо в Пушкинском, Дягилевские балеты в Третьяковке, юбилейная экспозиция Московского музея современного искусства и некоторые другие уже прошли. Остались цифры посещаемости. И они снова вызвали вопрос, который, наверное, пора записать в разряд вечных и проклятых: почему люди так неохотно ходят в музеи?
Понятно, что абсолютный «тяжеловес» нынешнего сезона – Пикассо, собравший в Пушкинском музее за три месяца 250 000 посетителей. Как говорится, внушает – но если вспомнить, что в Москве проживает около 15 млн. человек, становится как-то грустно. Значит, ее видел каждый какой – 60-й? И тем не менее. Сработало и то, что выставка привозная, и имя художника, а может, кто-то еще даже помнит знаменитую выставку 1956 года или наслышан о ней. Для сравнения: прошлогоднего гостя ГМИИ – англичанина Уильяма Тёрнера – при том что выставка также была привозной, ожидаемой и хорошо анонсированной, увидели только 135 000 человек. По нынешним меркам – посещаемость хорошая, хотя обе экспозиции построены довольно просто: по хронологии, без всяких кураторских ухищрений, что особенно в случае с Пикассо несколько разочаровало. Это были выставки-знакомства, выставки-визитки.
Хит нынешнего сезона в Третьяковке – экспозиция, приуроченная к праздновавшемуся в 2009 году 100-летию дягилевских «Русских балетов». «Видение танца» за три месяца посмотрели 77 000 человек. В самой галерее такую цифру объясняют еще и тем, что эту тему шли смотреть не только любители изо, но и интересующиеся хореографией и музыкой. На втором месте по посещаемости – ретроспектива Александра Дейнеки. За два месяца энтузиазму вставшего во главе выставки плакатного слогана «Работать, строить и не ныть!» вняли 51 000 человек. Не очень много, когда сравниваешь, что два с половиной года назад на юбилейную выставку, например, Шишкина сходили почти 119 000 человек. Любовь к певцу родных просторов, наверное, ничто не в силах затмить. Нынешние выставки и в Пушкинском музее, и в Третьяковской галерее устроены в соответствии с простой хронологией – народ идет в классические музеи на знакомые имена. С Дягилевым история несколько иная: тут вопреки успешному первому варианту экспозиции, показанному в Монако и выстроенному хронологически, сосредоточились на некоей общей ауре балетов, невнятно друг в друга перетекавших между выгородками зала. Но так случилось, что экспозиция почти рассыпалась, став путаной и неинформативной, – осталась разве что зрелищность.
Если говорить о contemporary art, то основную экспозицию III Московской биеннале современного искусства – курируемую Жан-Юбером Мартеном выставку «Против исключения» всего за месяц посмотрели 100 000 человек. Это столько же, сколько посетило Гараж до этого показа за год его работы. Ясно, что сделала свое дело реклама, развешенные по городу баннеры, но они отнюдь не всесильны. Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева сетует, что им нужно более удобно расположенное здание для искусства XX века, что до здания музея на Крымском Валу неудобно добираться – но до Гаража идти гораздо дольше, и это не мешает.
Самая востребованная в этом сезоне выставка ММСИ – юбилейный вариант основной экспозиции, переплетавший историю здания с историей коллекции. Называлась она «День открытых дверей. Особняк–гимназия–клиника–музей», а в кураторы позвали известного архитектора Юрия Аввакумова. В музее нам смогли предоставить данные посещаемости только за январь – около 8000, а выставка шла с середины декабря до конца мая. О динамике интереса остается догадываться, но цифра, надо думать, вышла достаточно приличной. А вот выставка другого порядка – «В поисках чудесного» Леонида Тишкова в том же ММСИ. Там было что посмотреть–почитать–послушать, можно было пойти взрослым и сводить детей – путешествовать из Нижнего через Срединный в Верхний мир. То есть это была очень внятно выстроенная ретроспектива – выстроенная под конкретное пространство тематически, а не путем сваливания всего и вся в хронологическом порядке за отчетный период. Итог – за месяц ее посмотрели 2300 человек. Допустим даже, эта цифра удвоилась бы за время продления – все равно┘
Разумеется, это не все музеи. Но тенденция вполне определенна. Идут на знакомое – пример тому Пикассо. Идут на привезенное издалека – гастрольные выставки всегда успешнее «домашних». Идут на зрелищность – взять хоть дягилевскую экспозицию, даром что скверно выстроенную. Как выяснилось, на куратора и на сложносоставную, так сказать, с тематической интригой, экспозицию (Гараж и ММСИ) тоже обращают внимание. Но это, как показал, например, случай с Тишковым, пока больше походит на лотерею – повезет не повезет. Знакомое, оно попривычнее – точно не промахнешься, бьешь наверняка и без особых усилий. Система раскладки материала по периодам – тоже пока, увы, считается более беспроигрышным вариантом. А то что там плутать в проблемных/тематических/аналитических закоулках кураторского сознания? По-быстрому и без особых энергозатрат – тоже проблема при восприятии искусства сегодня. Понять динамику посещения музеев по сравнению, скажем, с тем, что было пару лет назад, довольно трудно. Слишком много зависит от выставки и всех перечисленных факторов. На классическое искусство все еще идут охотнее – поскольку его знают. Но зритель начинает интересоваться больше и contemporary art, чему способствует деятельность того же Гаража, Винзавода, Красного Октября... Пока этот интерес часто приходится специально стимулировать, к примеру, информационным оповещением в городе. В целом люди не стали посещать музеи меньше, но вопрос в другом: куда – при том что музеи по нынешним меркам остаются одной из самых демократичных в финансовом плане форм времяпрепровождения – делись остальные миллионы людей?