0
1139
Газета Культура Интернет-версия

17.06.2010 00:00:00

Из Швеции в Помпеи за один день

Тэги: гмии, музей, москва, выставка, помпеи


гмии, музей, москва, выставка, помпеи Среди помпейских фресок. На выставке в Историческом музее.
Фото автора

Во вторник вечером в Пушкинском музее открыли «Знакомое неизвестное» – живопись Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии и Швеции XV – начала XIX веков. В то же время в Историческом музее в рамках Недели неаполитанской культуры и в преддверии Года Россия–Италия-2011 представили «Тайны погребенного города». Как известно, скоро директором ГИМа станет Алексей Левыкин, но нынешний показ открывал Александр Шкурко, который скоро займет пост президента музея. Выставку, посвященную одной из главных археологических находок в истории, Помпеям, а также Геркулануму и Стабиям, привез Национальный археологический музей Неаполя. Теперь, пройдя по центру Москвы пару километров, можно пешком махнуть через всю Европу.

Продолжая каталогизацию своей коллекции, Пушкинский музей выпустил очередной том – «Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария. XV–XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия. XVIII–XX века». Том, который уже отметили на фестивале «Интермузей-2010» как «эталонный проект». К презентации приурочили выставку digest коллекции. Около 130 картин – это открытая еще в 2007-м небольшая постоянная экспозиция XV–XVI веков, теперь дополненная сотней работ XVII–XVIII столетий из музейных фондов. Из закромов ГМИИ достали пышные натюрморты, помнящие традиции голландцев. Достали рембрандтовского ученика Кристофа Паудиса и его «Старика-воина в черном берете» с характерным освещением, пролившимся от учителя к ученику. Достали портреты царствующих особ. Достали мастеров, в русском искусстве числящихся в разделе россики. Вот, к примеру, швед Александр Рослин и выполненный в 1772-м, за три года до приезда в Россию, портрет неизвестной. Но если устанете разбираться в династических хитросплетениях, тонкостях живописных школ и захотите как-то «заземлиться» в сторону быта, пусть это будет помпейский быт. Давно, впрочем, перешедший в ранг искусства.

История с Помпеями – вереница случайностей. Начать хоть с того, что в древности Помпеи отнюдь не были главным городом итальянской Кампании – куда важнее считались Неаполь и Капуя. Потом, после Везувия, их долго не могли отыскать. Еще в конце XVI века при сооружении водопровода к городу Торре-Аннунциата в районе бывших Помпей архитектор наткнулся на надпись, отсылавшую к Венере Помпейской, покровительнице города. Дело, правда, это существенно не продвинуло. Город копали и в XVII, и в XVIII веках, искали здесь Стабии. В середине XVIII века на месте Помпей начал работать инженер Алькубиерре – им, однако, двигал не столько благородный порыв раскопать старину, сколько требование пополнить сокровищницу древностей неаполитанского короля. То, что речь вообще-то идет о погребенных в 79-м году Помпеях, поняли только в 1763-м, найдя описание имущественного спора древнего города. Наконец, сама выставка – учитывая то, что готовили ее всего два месяца, – тоже кажется почти случайностью. Счастливой.

Витрины с экспонатами стоят прямо на каменной дороге, ведущей к гигантскому заднику с изображением форума. Для полноты картины тут же возвышается как бы реконструированная из мраморных осколков колонна. Выставка получилась относительно небольшой, но четко выстроенной, а главное – атмосферной. Пространство заполнено бытом. Быт, как по списку, представлен от и до. От весов и ведер до ложки с острым концом – для извлечения устриц из раковин. От статуэток ларов, отвечающих за благополучие домашнего очага, до скульптур фонтанов в виде какого-нибудь щекастого амура, тискающего зайца.

В Москву, конечно, не могли привезти гигантскую (20 кв. м) знаменитую мозаику из Помпей – «Битву Александра Македонского с Дарием». Здесь вообще нет мозаик. Зато привезли фрески, и они – главное, что тут есть. Казалось бы, служили тому же, чему современная и обычно пугающая масляная живопись – ну хоть в тех же кафе, но как сделано! Три персика – и комментарий: служили гарниром к дикому кабану. Мидии, спаржа, каракатица, инжир, даже ощипанная курица – все прямо просится в руки. На разные случаи жизни в разных залах дома пригодятся нравоучительные изображения задумавшей недоброе Медеи, Геракла со львом, Нарцисса, факел жизни которого уже тушит Амур. Амуры здесь в изобилии – у этого любвеобильного народа они и пляшут, и дерутся┘ Венера – покровительница Помпей – тут же во всей своей мраморной красе. Даже пляшущие менады с сатирами в вакханалиях. Дальше – только росписи домов терпимости, лупанариев, тоже, кстати, во множестве сохранившиеся. Но их, видимо, на выставке показать не рискнули.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1600
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1797
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1909
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4281

Другие новости