На круглый стол «Фестивальное и авторское кино России», инициированный Сергеем Толстиковым, попасть было труднее, чем на престижную вечеринку.
Фото ИТАР-ТАСС
Отголоски московских трений в кинематографических и околокинематографических кругах явственно слышны на нынешнем «Кинотавре». На фестиваль прибыли директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков и руководитель Movie Research Company Олег Иванов. На основании исследований этой компании и принимались решения по новой системе финансирования российского кино – системе, ставящей под реальную угрозу выживание авторского кино, а также кино дебютного, детского и документального.
На круглый стол «Фестивальное и авторское кино России», инициированный Толстиковым, попасть было труднее, чем на самую престижную вечеринку. Слишком больная для кино и в целом для российского искусства тема. Диковатая система распределения денег по студиям-мейджорам сама по себе, мягко говоря, несовершенна. А если учесть, что эта система отдана на откуп непрофессионалам (Толстиков, например, пришел распределять деньги из тяжелой промышленности), – она и вообще похожа на инвалида детства, который прежде чем помереть, изрядно попортит жизнь всем остальным.
Толстиков хотел диалога с киношниками и критиками. Хотя почему и зачем он прибыл обсуждать авторское кино – одному Богу ведомо, к авторскому кино он не имеет никакого отношения, даже опосредованного. Вверенный ему фонд будет направлять денежные потоки только в мейнстрим, а все остальное так и остается на правах бедных родственников в ведении Минкульта. Тем не менее предполагалось обсуждать именно арт-хаус, для чего, оказывается, компания Олега Иванова провела исследования. В результате серьезнейшего научного анализа было выявлено, что авторское кино не похоже на мейнстримовское и что люди предпочитают смотреть массовое кино. А мы-то об этом даже не подозревали┘ Выступление Олега Иванова сопровождалось всплесками смеха, вполне – увы – объяснимого, если учесть ту степень некомпетентности, с какой было проведено исследование. Достаточно сказать, что авторы исследования умудрились забыть о существовании некоторых известных режиссеров и продюсеров и оттого не включили их в рейтинг, перепутали награды фильмов, не учли многие позиции и в результате совсем запутались.
Алексей Попогребский, также участвовавший в круглом столе, нервно призвал всех ни в коем случае не ссылаться на это исследование, после чего отправился выпить чашечку мятного чая перед просмотром, чтобы успокоиться. Затем поочередно брали слово продюсеры, критики и режиссеры, которые на пальцах пытались объяснить Толстикову, пришедшему распределять киношные деньги прямо из тяжелой промышленности, что такое авторское кино и почему к нему нельзя подходить с позиций сухой статистики. Даже если бы она была -═в отличие от статистики г-на Иванова -═суперпрофессиональной.
Словом, диалога не получилось, а вышел очередной казус. Похоже, государственная политика в области кино вот-вот вступит в непреодолимые противоречия с самим кино и с теми, кто на него работает.
Но пока кино продолжается, по крайней мере на «Кинотавре». По-прежнему остается превалирующей тема поисков себя. С очередным художественным заявлением на эту тему выступила питерский режиссер Светлана Проскурина – ее картина «Перемирие» рассказывает о жизни жителей городка, которого нет на карте. А в фильме Анны Матисон «Сатисфакция» первую свою роль в кино сыграл Евгений Гришковец. Фильм снят по его же сценарию, однако изящные диалоги Гришковца, которыми он славен, здесь уходят в пустоту – в первую очередь из-за того, что режиссер, кажется, забыла толком срежиссировать, оператор забыл толком снять, а Гришковец пока не привык играть в кино.
Сочи