«Раздел Грузии и России я воспринимаю как раздел собственного тела пополам», - заявил грузинским журналистам Олег Валерианович Басилашвили на пресс-конференции в Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости.
- Я надеюсь, что разум у руководителей наших государств возобладает и заставит их подняться над честолюбием, над личными амбициями, и все пойдет как надо, - сказал актер. - Дай Бог нам быть вместе – я имею в виду кровно. Не обязательно жить в одном государстве. Но грузины и русские – народы чрезвычайно тесно связанные друг с другом. Не нужно приводить многочисленных примеров, они известны всем - начиная от Багратиони и кончая моим отцом, братом, погибшим на Курской дуге. Таких людей сотни тысяч, и говорить об этом было бы сейчас сотрясением воздуха. Не было в СССР наций, которые были бы настолько тесно связаны, как русские и грузины┘ Об этом свидетельствуют и поэтические контакты. Почему российские поэты ездили в Грузию – не в Минск, не в Киев, а именно сюда, в Тбилиси?
Актер рассказал о причине своего приезда в Грузию – это поиск следов пропавшего в годы войны брата Георгия, тяжело раненного на Курской дуге, а потом без вести пропавшего. С этой целью Олег Басилашвили даже обратился за помощью в Центральный государственный архив Грузии.
- Есть такая передача - «Моя родословная», которая взялась помочь мне в поисках. Попутно съемочная группа снимала сюжет о моих грузинских корнях – о прадедушке, дедушке, отце. Вот мы здесь два дня пробыли, были в деревне Корби Горийского района, где живут одни Басилашвили. Я помню своего дедушку – он жил на улице Грибоедова в квартире своего сына Гриши Басилашвили. Показывая на портрет Сталина, он спрашивал: «Это кто такой?» Мама моя в ужасе отвечала: «Это наш великий вождь и учитель дорогой товарищ Сталин!» Дед долго молчал, а потом говорил: «Он бандит! Сначала я его «дзирс» (то есть долой!), а потом он меня «дзирс»!» Но потом испуганно опровергал сам себя: «Он хороший человек!».
Я был в Грузии много раз, начиная с 1941 года. Тбилиси в первый мой приезд после распада СССР произвел на меня страшное впечатление. Особенно гостиница «Иверия» с беженцами. А сейчас все выглядит значительно лучше. Я проехал по дорогам. Дорога, ведущая в Гори, – это просто европейский стандарт! Я посмотрел на дома беженцев – все сделано на высочайшем уровне, что говорит о многом – в это дело миллионы вложены! Внешне город стал приятнее. Магазины наполнились товарами, дрова на Руставели не продают, следов от печных труб, выведенных в окна, нет. Я понимаю, что есть электроэнергия, тепло. Конечно, большинство людей живут трудно, я это знаю. Но, на мой взгляд, какие-то позитивные шаги есть. Особенно это касается полиции. Порядок, который навел Михаил Саакашвили в этой области, заметен. В этом с него надо брать пример. Потому что, судя по отзывам наших водителей, полиция ведет себя так, как американские полицейские. Взяток нет – во всяком случае, на нижних этажах. Патруль выписывает штрафы, которые затем оплачиваются на официальном уровне. Не знаю, как там наверху┘ Дорожная полиция следит за дорогами. Словом, положительные перемены вижу, особенно внешние┘ А люди как были хорошими, такими и остались. Съемочная группа, которая впервые сюда приехала вместе со мной, только руками разводила от удивления: «Какой хороший, сердечный, гостеприимный народ!». На улицах, в магазинах┘ повсюду. Мне приятно, что на грузинах, на всех людях, живущих в Грузии, не осталось больного отпечатка после нашего военного конфликта. Никаких мстительных демаршей, каких-то выкриков. Напротив, все очень доброжелательны. Потому что у народа высокая культура. Даже у необразованного крестьянина она чувствуется.
Басилашвили дал оценку августовским событиям 2008 года:
- Я считаю, что это, мягко говоря, ошибка обоих руководителей. Кто больше виноват, не знаю.
Выразил он и свою гражданственную, общественно-политическую позицию, рассказал о том, как поддержал музыканта Юрия Шевчука во время известной встречи с премьер-министром Владимиром Путиным. Речь зашла о сущности демократии:
- Для этой демократии я и мои товарищи на съезде народных депутатов РФ здоровье подорвали. Я дважды лежал в больнице и до сих пор болен. Демократия в нашей стране, в меньшей степени, но существует. Но демократия – это не способ правления. Это как гаечный ключ. Она существует для того, чтобы избирать путь, на который указывает большинство населения. Если этот путь оказался неверным, тупиковым, гаечный ключ поворачивается в другую сторону и меняется вектор развития. Так что демократия – это отнюдь не плевок президенту в лицо. Да, многие свободы у нас попраны. С точки зрения властей это сделано правильно. С моей же точки зрения это ошибочные шаги, которые могут привести к распаду Российской Федерации.
На вопрос «Олег Валерианович, вы не разочарованы в своей общественно-политической деятельности? И в какой мере художник должен принимать в этом участие?» Басилашвили ответил как истинный шестидесятник:
- Нет, не разочаровался. Я вспоминаю известное противостояние - разгон Верховного Совета Росси́йской Федерации, расстрел Белого дома осенью 1993 года. Тогда вопрос о штурме Белого дома решила актриса Лия Ахеджакова. Она ярко выступила по телевидению, и войска специального назначения «Альфа» не пошли штурмовать Белый дом. Если бы ее не было, пошли бы. Но она так сказала, что это подействовало! Конечно, артист должен быть артистом, а политический деятель - политическим деятелем, но иногда бывает так, что артист, или любой другой гражданин, должен забыть про свою профессию и заниматься тем, что может помочь родине выйти из тупика.
Очень трудно определить, что может быть в современном понимании национальной идеей России. Интеллигенту жить в сегодняшней России очень трудно. Потому что интеллигентность требует искренности. А искренность не всегда устраивает тех, кто ее слышит. Люди стараются помалкивать. На мой взгляд, зря. Никаких репрессий не происходит┘ Что касается российской культуры, то все заполонил шоу-бизнес. По телевидению идет пропаганда безнравственности. Жрите, щупайте баб, пейте пиво и больше ни о чем не думайте!┘ А задача интеллигенции сейчас – пытаться заставить зрителей, читателей, слушателей не забыть о том, что такое подлинные духовность, любовь, сочувствие, уважение, радость и горе. Чтобы это не было эрзацем, который заедается поп-корном.
Настоящий интеллигент не должен врать, должен быть самим собой. Жить не по лжи. И как Толстой говорил: «Делай, что надо. А там будь, что будет!» Когда придерживаешься этой формулы, исчезает страх. А чего бояться? Ведь вы поступаете так или иначе, желая принести добро своей родине, а не для собственного обогащения.
Говорили на пресс-конференции о театре, с которым связана вся жизнь Олега Басилашвили, - петербургском Большом драматическом.
- Сегодня БДТ совсем не похож на прежний театр – театр Георгия Товстоногова. Потребности у зрителей совсем другие. Кирилл Лавров, мне кажется, сохранил ту высокую планку искусства, которая была при Товстоногове. У нас было много неудач, но желание добраться до истины всегда присутствовало и присутствует при нынешнем художественном руководителе БДТ Темуре Нодаровиче Чхеидзе. В этом отношении мы блюдем традиции Товстоногова, других традиций мы пока не признаем. Нам хочется на каждом спектакле донести до зрителя то, что волновало автора. Я плохо отношусь к тем режиссерам, которые ставят Достоевского, Чехова только с одной целью: показать, как они его понимают и насколько они, режиссеры, фантастически талантливы. Концептуальную режиссуру я ненавижу. Когда смотрю современные постановки, меня просто тошнит.
Говорил Олег Валериановичи о своей работе в телефильме «Мастер и Маргарита», о последней роли в театре – в спектакле «Дядюшкин сон», за которую получил «Золотую маску».
- Это очень трудная работа. Каждый раз я иду на спектакль с чувством отчаяния. Потому что роль требует огромных душевных затрат и в то же время должна быть абсолютно простой, доступной. Она мне очень дорога┘
Басилашвили рассказал о своей пока не сбывшейся мечте – сыграть Сталина.
- Сталин – очень интересная, неоднозначная фигура, гениальный человек, подчинивший себе полмира, но принесший людям много зла, а главное – изуродовавший наши души. Это самое страшное его преступление. Я уже дважды готовился сыграть Сталина, но проекты, по разным обстоятельствам, так и не осуществились.