На лоне природы опера слушается еще лучше.
Фото Reuters
В самой низкой точке планеты, на Мертвом море, недалеко от крепости Массада Израильская опера представила постановку оперы Верди «Набукко». Заглавные партии пели Паата Бурчуладзе и Димитра Теодисио, за музыкальную часть постановки отвечал дирижер Даниэль Орен.
Окружающие смотрели на нас с восхищением и завистью, когда узнавали, что у нашей маленькой группы есть билеты на «Набукко». Наш гид по ночному Тель-Авиву – молоденькая девушка, большой знаток всех особенностей клубной жизни города, как выяснилось, охотилась за билетами для себя и мамы, но все были распроданы еще четыре месяца назад.
Для евреев давняя история, по всему это чувствуется, не осталась в далеком прошлом. Хотя между сюжетом оперы и местом ее нынешнего исполнения и нет прямой связи, спектакль, скажем так, находится на перекрестке двух эпох – падения первого и второго храмов. Либретто оперы Верди повествует о завоевании евреев вавилонским царем Навуходоносором (итальянцы называют его Набукко). А крепость на горе Массада, воздвигнутая царем Иродом, стала последним оплотом повстанцев, до последней капли крови державших оборону против римских завоевателей. Плену они предпочли смерть: десять мужчин сначала закололи свои семьи, затем убили друг друга, а последний покончил с собой.
Идея оперного фестиваля под открытым небом появилась в связи с юбилеем Израильской оперы, существующей уже четверть века. У подножия горы (там, где температура воздуха в тени – плюс сорок, бывает и выше) были выстроены сцена и трибуны на 6500 зрительских мест, роскошный «холл» для зрителей, украшенный колоннами, фонтанами и мозаиками, предусмотрен трансфер, оборудована стоянка и прочее – такой безукоризненной организации можно только позавидовать. В результате небывалого зрительского спроса (на «Набукко» приехали как минимум четыре тысячи иностранных туристов) количество спектаклей было решено увеличить с трех до пяти. Хотя, по словам директора Израильской оперы, это было непросто: хор и оркестр параллельно репетируют в Тель-Авиве новую постановку (нашу «Пиковую даму»!) и играют спектакли текущего репертуара.
Спектакль начинался в десять часов вечера, когда жара немного спадала. Во время увертюры прожектора высвечивали саму Массаду, и в этот момент у каждого из шести с половиной тысяч зрителей перехватило дыхание, настолько грандиозно и величественно было это зрелище. Постановщики использовали все преимущества оупен-эйра: это и колоритные массовые сцены, и лошади с колесницами, и верблюды, и лазерные лучи, пронизывающие небо, и пылающий огонь, и даже пиротехника.
Самая знаменитая сцена «Набукко» – хор пленных евреев на реках вавилонских. Собственно, этой сцене мир обязан появлением «Набукко»: либретто Темистокле Солера случайно раскрылось именно на странице с текстом хора, и Верди принял молниеносное решение писать оперу. Хоровые сцены играют в опере столь важную роль, что музыковеды иногда определяют жанр оперы как «драма для хора» или «хоровая фреска». А хор пленных иудеев впоследствии зажил собственной жизнью: он стал неофициальным гимном Италии, и именно он звучал на похоронах великих Верди и Тосканини.
Конечно же, этот хор вызывают на бис.
Даниэль Орен проводит всю картину еще раз: снова аплодисменты. И дальше происходит нечто необычное. Дирижер берет в руки микрофон и что-то довольно долго говорит публике, вызывая бурную реакцию. Затем берет в руки дирижерскую палочку┘ и начинает сцену в третий раз. Трибуны запевают вместе с хором, окончательно ломая все законы традиционного оперного спектакля. Но, возможно, создавая собственные? Обозреватель «НГ» честно пропела партию сопрано – когда-то этот хор мы пели на занятиях по хору в детской музыкальной школе. Позже выяснилось, что аплодисменты каждый раз заглушали финал хора, и дирижер попросил дать ему возможность провести сцену целиком, разрешил подпевать, но аплодировать только по его сигналу.
Теперь остается гадать, какую сцену из «Аиды» будут бисировать следующим летом: эта опера уже анонсирована на 2011 год, а в 2012-м планируется «Самсон и Далила». Еще одна опера Верди – «Иерусалим» (она больше известна под названием «Ломбардцы в крестовом походе») – будет поставлена в самом древнем городе. Это пока секрет, но журналистам его раскрыли.
Тель-Авив–Москва