Юлий Гусман и Антон Табаков на сочинской премьере фильма «Серж Генсбур. Любовь хулигана».
Фото РИА Новости
На «Кинотавре» продолжаются конкурсные показы. Из 14 конкурсных лент – 8 дебютных, что само по себе рекорд. Кто-то ждет прихода очередной «новой волны», кто-то слегка разочарован – вроде как главный смотр отечественного кино сразу отдали в детские руки. В любом случае такая ситуация нова и уже поэтому сулит интригу. А что может быть интереснее?
Немало нападок со стороны критиков вызвал первый же конкурсный фильм – «Пропавший без вести» Анны Фенченко, питерской документалистки, успевшей, помимо всего прочего, поработать и на съемках телевизионных «Кукол». «Пропавший без вести» – попытка показать, как вполне успешный человек в одночасье в силу разных причин становится никем, оставшись без паспорта, без жилья, без друзей. Тема потери и обретения (или необретения) себя сейчас стала необычайно модной, по мировому кинематографу гуляют персонажи с амнезией, но без адреса. Главные нарекания вызывает та прямолинейность, с какой авторы навязывают нам свое направление мысли. Казалось бы, если ты погружаешь действие, а вместе с ним – зрителя в кафкианскую вязкую реальность, незачем потом проверять, усвоили ли мы посыл. Разжевывать свои намерения закадровым текстом, а затем прямыми цитатами из Кафки – занятие не слишком благодарное: критики и так все поймут, а потенциальный посетитель кинотеатров вряд ли способен высидеть фильм до конца.
Тем не менее можно сказать, что для дебюта это вообще удача. Кстати, «Пропавшего без вести» уже успели показать на последнем Берлинском фестивале, и тамошняя публика приняла его, пожалуй, потеплее, чем родная, российская.
В пандан к «Пропавшему┘» другой конкурсант, Сергей Дебижев, «человек-оркестр» – искусствовед, дизайнер, режиссер и прочая – громко заявил перед премьерой своей конкурсной ленты «Золотое сечение»: «Этот фильм имеет терапевтическое свойство и может быть использован в медицинских целях». Похождения современного Индианы Джонса (Алексей Серебряков) за золотой статуей Будды, куда он устремился по наущению одного важного масона, исполнены в веселой современной манере с использованием бессчетных дизайнерских трюков, игр с изображением, цветом, камерой, а также симпатичной приманки в виде Сергея Бугаева «Африки» и Ренаты Литвиновой. Последняя появилась тут в роли Демона гламура. Однако даже Литвиновой не удалось перетянуть на себя внимание публики и отвлечь ее от главной сцены фильма, в которой герой отсасывает змеиный яд из ягодицы героини, сыгранной Ксенией Раппопорт. Мужская часть «Кинотавра» тихо сожалела, что на героиню Раппопорт покусилась лишь одна змея, не дав Серебрякову возможности более интенсивно потренироваться в фельдшерских навыках.
В картине «Кто я?» Клима Шипенко, в прошлом году привозившего в Сочи свой фильм, а в этом году приехавшего с очередным, главный герой по уже сложившейся здешней традиции пытается вспомнить собственное имя. Возможно, авторы рассчитывали на что-то большее, но в целом получилось обычное зрительское кино, какие в мире снимаются каждую минуту.
И еще дебют – «Другое небо» Дмитрия Мамулия, тяжелая, снятая ручной камерой крупными планами драма о человеке, приехавшем из Таджикистана с сыном в Москву искать жену, уехавшую на заработки. В главной роли здесь появился Хабиб Буфарес, известный тунисский актер, известный немногочисленному российскому зрителю по фильму «Кус-кус и барабулька». Сначала кажется, что герой отправляется на поиски потерянной любви, но постепенно понимаешь, что человек с непроницаемым лицом идет по следу жены вовсе не для того, чтобы шепнуть ей на ухо слова любви. Чтобы настигнуть ее, герой приносит в жертву все самое дорогое, что у него есть, но ни на секунду не намерен задуматься – а надо ли было?
Те, кто постарше, ходят смотреть ретроспективу, которая в этом году носит несколько деревянное название «Трудное счастье копродукции» и представляет старые советские фильмы, сделанные совместно с соцстранами. Это – для ностальгии. Ничем другим и не объяснишь энтузиазм, с каким взрослые, съевшие собаку на кино, люди отправляются смотреть, например, «Попутного ветра, «Синяя птица»!» или «Песни моря». Хотя, конечно, не хотелось бы, чтобы именно это кино стало лучшим на «Кинотавре».
Поиски собственного «я», стихийно заявленные главной темой конкурсных фильмов, символично можно перенести и на весь фестиваль: все-таки 21 год «Кинотавру» – возраст, который по нашим законам считается окончательным совершеннолетием. Будем ждать подарка в виде обретения нового «эго». Демон гламура не дремлет.
Сочи