0
3185
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2010 00:00:00

На современный манер

Тэги: премьера, балет


премьера, балет Победить Смерть (Светлана Захарова) Юноше (Иван Васильев) не удастся.
С официального сайта Большого театра

Этой печальной повестью главный театр страны решил отметить Год Франции в России. «Юноша и Смерть» – шестой балет Ролана Пети в Большом репертуаре: в 1973 году он поставил здесь «Гибель розы» для Майи Плисецкой, в 1988-м – балет «Сирано де Бержерак», в 2001-м – «Пиковую даму» и «Пассакалью», в 2003-м – «Собор Парижской Богоматери». Незадолго до премьеры маэстро приехал в Москву, чтобы принять работу своего ассистента Луиджи Бонино и провести последние репетиции с единственным пока исполнителем партии Юноши Иваном Васильевым и его партнершами Светланой Захаровой и Светланой Лунькиной.

Истаивающая красота модерна и Дягилевских сезонов провожала человечество в век мировых катастроф. В грезах переживших эти катастрофы главное место заняла смерть. Однажды, незадолго до Первой мировой войны, 22-летний парижский интеллектуал Жан Кокто нарисовал Тамару Карсавину в балете «Видение розы» – афишу, ставшую одним из символов эпохи. Не успела отгреметь Вторая мировая, как признанный властитель умов Кокто подарил 22-летнему Ролану Пети сущую безделицу – 15 минут, сделавших модного парижского хореографа балетным классиком. Пети возглавлял тогда труппу «Балет Елисейских Полей» вместе с бывшим секретарем Дягилева Борисом Кохно. Именно Кохно, как утверждают, в 1946 году предложил давнему своему знакомцу Кокто сочинить нечто вроде «Видения розы» на современный манер. На современный манер получилось с шипами. Это были шипы экзистенциализма. В истории о том, как нервического склада молодой художник, мучимый неуверенностью и ожиданием, встречает судьбу неминучую в лице прекрасной девушки, хладнокровно доводящей его до петли, Кокто развил свои излюбленные мотивы: вдохновенной смерти и гибельного вдохновения, судьбоносного выбора, эфемерности человеческого существования. В финале Девушка является в образе Смерти и уводит убиенного с собой. Балетная одноактовка вполне логично могла бы превратить в тетралогию знаменитый орфический кинотриптих Кокто.

Полноправными соавторами премьеры 1946 года были и сценограф Жорж Вакевич, выстроивший убогую парижскую мансарду как идеальный образ неприкаянной души в мире чистогана (его символизировала равнодушно неоновая реклама фирмы «Ситроен», вспыхивающая за окном в самый трагический момент), и, конечно же, исполнитель главной партии Жан Бабиле. У молодого танцовщика нашлись полезные знакомства. И Кохно, и Кокто, и одноклассник Жана по школе Парижской оперы Пети – все жаждали создать балет специально для него. Но окажись первым исполнителем не Бабиле, у их детища могла бы сложиться иная, а то и вовсе никакая судьба. Коренастый, со слишком развитой мускулатурой виртуоз и любитель гонять на мотоцикле, враг буржуазности и участник Сопротивления, Бабиле – один из немногих истинных балетных феноменов ХХ столетия. Его тайна, по точному выражению кого-то из французских критиков, это – тайна тела, наделенного обжигающим умом. Под чутким руководством Кокто (в репетиционном зале он сочинял балет вместе с Роланом Пети) хореограф создал «текст», на первый взгляд вроде и незамысловатый. И если исполнитель покупается на эту видимую простоту, то признанный шедевр вызывает у зрителя в лучшем случае недоумение: вокруг чего шумят вот уж больше полувека?.. Но пластика здесь не самоценна. Она – воплощение сердечной муки. Беда в том, что балет, названный самим Кокто мимодрамой, часто исполняют мимо драмы, подменяя ее дешевой экзальтацией. Но только не Жан Бабиле. Его в этой роли не смог превзойти никто, даже Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. И хотя в вечер московской премьеры посмотреть на коллегу Захарову в новинке собрался едва ли не весь политический бомонд, особый трепет испытывали все же поклонники Ивана Васильева, уверенные в том, что ему продолжать славный список исполнителей легендарной партии.

Наш Иван французскому Жану не уступает разве что в скульптурности форм. По-спортивному молниеносно взлетев по балетной карьерной лестнице, привыкший заводить публику лихими трюками, юный премьер технические трудности преодолевает шутя. Под Пассакалью Иоганна Себастьяна Баха играет мышцами и желваками, к тому же очень натурально, натуралистично даже, демонстрирует мучения распаленного пошловатой девицей юнца. В интерпретации наших артистов получился балет «Юноша и Смерть» на современный манер – точно сюжет из региональных новостей: в городе N молодой человек, так и не добившись взаимности от своей подружки, повесился в собственной квартире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости