0
582
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2010 00:00:00

Отцы и дети, а также матери

Наталия Якубова

Об авторе: Наталия Якубова, Торунь

Тэги: фестиваль, театр


Торуньский «Контакт» создала в конце 90-х Кристина Майсснер. Ее имя не раз вспоминали на двадцатом, юбилейном фестивале. Как и дух тех первых «Контактов», ставших восточно-европейским Авиньоном, продвигавших театры постсоциалистических стран на Запад. И прежде всего: заново знакомивших недавних «братьев по лагерю» друг с другом. На «Контакте», несмотря на присутствие порой гениальных спектаклей, превалировало общение; возможность – благодаря спектаклю или происходящей после него дискуссии – заглянуть в соседский уклад жизни. Многое с тех пор изменилось и, как говорит Ядвига Олерацка – рулящая «Контактом» последние 14 лет, - сегодняшнему зрителю уже не покажешь слабого спектакля только ради того, чтобы он задумался о культурной изоляции его создателей или отсутствии средств на декорации... И все же и сегодня драматургия «Контакта» строится прежде всего на острых тематических перекличках.

«Матери» Ализ Зандвийк (Театр Ро, Голландия) – спектакль-пир, во время которого живущие в Роттердаме нигерийки, венесуэлки, иранки, готовя разную еду, рассказывают и о ней, и о всей своей жизни. Спектакль, который вроде должен нас убедить, что именно в этом, неотягченном участием в карьерных гонках существовании и кроется полнота жизни. Тут не худеют, а едят от души, тут во весь голос поют и во все горло орут при родах Спектакль, сделанный с перспективы «коренной европейки», и конечно, интеллектуалки, вроде, и не может иметь другой цели, как указать другим европейкам, что они потеряли. Но рядом – спектакль о эмигрантах из Вьетнама – и истории новоиспеченных голландок тоже оборачиваются другой своей стороной. И становятся историями гражданских войн и изгнаний...

Обычная история на первых «Контактах»: артисты, невнятные в спектакле, раскрываются на встрече и человечески покоряют публику. Сегодняшний новомодный театр с удовольствием инкрустируют человеческую натуру прямо в спектакль. Вьетнамцами занялись Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель из «Римини Протокол». Но не остановились на сегодняшних девчонках, торгующих на рынках. Нашли «последних могикан» - тех, кто помнит феномен вьетнамцев в ГДР. А повествуя о гэдэровском гротеске, не забыли о его оборотной – для вьетнамцев – стороне. О гражданской войне, которую те оставляли на своей родине.

Война, то одна, то другая, возникала на фестивале то неясными, то пронзительными отголосками. Абстрагированная, эстетизированная история пережившего Холокост еврея – «Рожденный в никуда» трансильванца Габора Томпы (Венгерский театр г.Клуж), - вызывала недоумение. «Дедушка» - монодрама Вилиса Даудзиньша в режиссуре Алвиса Херманиса (Новый Рижский театр) будила размышления и споры. Начиная спектакль, Даудзиньш рассказывает историю дедушки, пропавшего без вести в годы войны, и своих его поисков – приведших к трем другим фронтовикам, просто потому, что они носили такую же фамилию. И дальше – перевоплощается сначала в одного, потом другого и третьего. Напрасно было бы рассказывать о разнице между тремя по принципу «за кого воевал». Ситуации сознательного выбора отступают перед теми, когда выбора не было. Во многом именно они определяют идеологические объяснения, сделанные задним числом. Спектакль пронизан и иронией, и болью. Каждый мог быть «дедушкой». Выбора у латышей не было не только в том смысле, в каком часто нет выбора у человека на войне. Но еще и в том, что даже по убеждению воюя за интересы родины на той или иной стороне, они неизбежно воевали и против своей родины.

На встрече выяснилось, что и каждый из трех «дедушек» был скорее образом собирательным. В центре другого спектакля Херманиса, привезенного на фестиваль, тоже образ собирательный, но в другом смысле. В «Марте с Голубого Холма» заглавная героиня возникает в противоречивых рассказах тех людей, кого она исцелила или как-то по-другому помогла в жизни. Их двенадцать; они теснятся на лавке у большого стола. Основа текста – книга журналиста Яниса Арвидса Плаудиса, собравшего воспоминания о известной в 70-80-х годах знахарке. Говорят, Херманис прочел эту книгу, вернувшись после очередной заграничной работы домой, понял, что именно это надо Латвии эпоху кризиса. В спектакле встает образ бескрылых десятилетий брежневского застоя. Когда на какой-то неопределенно длительный срок надо было научиться жить без надежды кардинально свою жизнь изменить. Марта в этом людям помогала – находить душевное равновесие, смиряться с потерями малого («Один раз со мной произошла совершенно чудовищная вещь: я потерял сто рублей»), обретать большее. Помогала без разбора, заслужил это человек или нет.

Не пышнотелая женская натура, а эта отсутствующая на сцене женщина стала главным материнским образом фестиваля. Образом Матери, дающему каждому как раз то, что ему нужно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2976
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3419
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2501
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4430

Другие новости