«Я художник двадцатых годов,» – любил говорить знаменитый советский живописец и график Владимир Лебедев. Его творчество периода расцвета великолепно передает быт, нравы и духовную атмосферу
«сумасшедших двадцатых». Об этом свидетельствует выставка, открытая в залах Третьяковки и включающая 80 произведений графики различных техник и жанров.
Владимир Васильевич Лебедев родился 14(26) мая 1891 года в Санкт-Петербурге. Художественная одаренность Лебедева проявилась очень рано. Он был отчасти самоучка, так как систематического художественного образования не получил. Все же в 1910 – 1914 годах он посещал в Петербургской Академии художеств мастерскую Франца
Рубо, творца знаменитой панорамы Бородинской битвы. Среди ранних увлечений Лебедева были французские импрессионисты Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Позднее
увлекся кубизмом. К концу 10-х – начала 20-х годов относятся его графические работы, созданные на характерные сюжеты Дега – «Гладильщицы», «Прачки», но
обыгранные в кубистическом духе. С Дега роднит его и их иронический подтекст. Так, в рисунке «Гладильщица с зубной болью» черный утюг в руке перекликается с черным платком, обтягивающим флюс. О Дега заставляют вспомнить и созданные в 20-х годах многочисленные «балерины». Однако, в основном, продукция этого десялетия – это скорее тематика Ренуара: женские тела в обжигающих своим эротизмом позах, совершенно голые или чуть прикрытые интимными деталями женского туалета. Характерная для советского времени «героиня платка» превращается в «обнаженную в платочке». Рядом с этими рисунками, где формы женского тела моделируются с помощью пятен и линий.
В даровании Лебедева рано проявилась сатирическая жилка. Он начал работать в сатирических журналах еще в 10-е годы ХХ века. А в советское время в периодике были опубликованы его серии «Панель революции» (1922), «Новый быт» (1924), «Нэп» (1925), где в остросатирическом ключе показаны быт и нравы «новых буржуев». Работы Лебедева приобретают сходство с произведениями немецких мастеров «Новой вещественности» Дикса и Гросса. Рисунок «Танец» («Сыпь, Семёновна, подсыпай, Семёновна»), 1927, героиня которого старательно вертит задом в бешеном ритме фокстрота, отсылает к ровеснику Лебедева Отто Диксу, автору знаменитых полотен «Сутенер и проститутки» и «Семь смертных грехов». А рисунок «Танец, кинохроника» напоминает Георга приезжавшего в 1922 году в СССР вместе с датским писателем Мартином Андерсеном-Нексе. Гросс тоже моделировал женские тела с помощью пятен, любил рисовать натурщиц в чулочках. А порой «забывался» до такой степени, что, например, в 1923 году был оштрафован на 5000 марок «за оскорбление общественной нравственности». А десять лет спустя умудрился сбежать из
Германии за 8 дней до прихода Гитлера к власти.
В 1927 году Лебедев создал рисунок «Читающий газету», на которой толстенький «кулак» в валенках и ушанке со спущенными ушами читает номер «Правды» с заголовком
«15 партсъезд», и при этом у него глаза лезут на лоб, а очки сползают к кончику носа. А через девять лет после этого глаза на лоб полезли у самого Лебедева, когда в той же газете «Правда» появилась статья «О художниках – пачкунах». В ней острой критике были подвергнуты его иллюстрации к детским книгам «за формалистические выверты». А также за то, что они не вполне подходили для детей в возрасте 16 лет. После столь конструктивной критики Лебедев стал рисовать для детей в более спокойной манере, А с конца 30-х годов переключился с графики на живопись и стал писать реалистические портреты и натюрморты. Работам Лебедева 40-50 годов недостает очарования графических произведений 20-х. Их пряная острота вписывается в общекультурный контекст того времени и находит параллели в романах Ильфа и Петрова, новеллах Зощенко, музыке Шостаковича и Прокофьева.