В Москве прошла пресс-конференция, посвященная новой системе господдержки кинематографа. Участвовали исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков, председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев и генеральный директор кинокомпании «Росфильм» Татьяна Воронецкая. Журналистам попытались объяснить, как будет работать новая система госфинансирования.
Сергей Толстиков рассказал, что работа со студиями-мейджорами идет по плану и что от них сейчас требуется поскорее сдать все документы для финансирования. Он отказался называть конкретные проекты, которые должны подпасть под госфинансирование, но подтвердил, что студии сдали в фонд трехлетние планы.
Теперь задуманные проекты должны получить удостоверение национальных фильмов, сценарии отправятся в экспертный совет. Председателем совета назначен историк театра, ректор Щепкинского училища Борис Любимов. Человек, имеющий репутацию независимого в театральной среде. Удастся ли ему сохранить независимость в раздираемом конфликтами киномире, имея в виду, что Любимов дружен с Михалковым, – вопрос.
Толстиков объявил, что от студий-мейджоров фонд потребует производства как минимум трех национальных фильмов в год. Итого – 24 фильма в год от всех, кому досталось госфинансирование. Заметим, что «национальный фильм» – официальный статус, предполагающий право фильма на все формы господдержки, для чего надо соблюсти ряд условий. Так, не меньше 70% съемочной группы должны быть гражданами РФ, фильм должен быть снят преимущественно на русском языке, а доля иностранных инвестиций не может превышать 30%.
Однако некоторые продюсеры, даже те, кто со своей компанией вошел в заветную восьмерку, удивлены непомерностью этого требования. Стало известно, что Тимур Бекмамбетов назвал выпуск одной студией трех национальных фильмов в год нереальным. Толстиков возмутился – мол, если компания готова выпускать один национальный фильм в год, то какой же это лидер?
Не отработана и система возврата средств. По прикидкам, компании будут возвращать государству 10% от проката. Собрал фильм, скажем, в прокате, 100 млн. руб. – будь добр, верни 10. Чем больше отдашь, тем выше шанс в следующем «заезде» остаться в списках мейджоров. Теоретически такая система может работать, но в этом случае кинокомпании неминуемо нацелятся лишь на удачный прокат, а ведь качество фильма может не иметь ничего общего с кассовыми сборами.
Зачинатели новой системы обещают, что фонд будет помогать и с прокатом. Но помогать-то он будет исключительно мейджорам, и исключительно ради того, чтобы вернуть вложенное. Даже для такого коммерческого искусства, как кинематограф, подобная система кажется порочной – искусство не может и не должно работать только на деньги. А именно такая схема вырисовывается.
Важный и больной вопрос: по какому принципу совет будет отбирать сценарии? Поскольку совет этот будет работать при госструктуре (точнее – при некоммерческой структуре, учрежденной государством, а именно таковой фонд и является), то критерии отбора сценариев для будущих фильмов должны быть прописаны недвусмысленно, ибо потом «под эти критерии» и будут выдаваться госденьги. Но ничего пока не прописано, кроме витающих во всех разговорах вокруг госдотаций слов «социально значимое кино». Что это такое – объяснить никто не может. Ничего удивительного – искусство не может быть социально значимым и социально незначимым, это не пенсионная реформа.
«НГ» стало известно, что предполагается уменьшить бюджетное финансирование кинематографа с 2,8 млрд. руб. до 1,3 млрд., то есть в два с лишним раза. Если это верная информация, получается, только-только придумали новую систему поддержки, еще неизвестно, оправдает она себя или нет, и в какой из областей – в области кино или в области идеологии – а фактически и от нее уже отказываются.