А счастье так возможно. Так близко... Сцена из спектакля «Женитьба» в МХТ им. А.П.Чехова.
Фото Екатерины Цветковой
У «Женитьбы» Гоголя – своя судьба: кажется, нет такого студенческого курса, который бы не играл эту комедию в процессе обучения. Разом две «Женитьбы», поставленные в театрах-спутниках – в МХТ им. А.П.Чехова и в Театре п/р Олега Табакова, – тому лишнее подтверждение. Играют и там и там не студенты, однако в роли режиссеров на обеих сценах выступают педагоги Школы-студии МХАТ: Игорь Золотовицкий – в Художественном, Олег Тополянский – на Чаплыгина.
Когда речь идет об учебном процессе, то весьма объясним столь частый выбор «Женитьбы»: есть роли, чтобы показать курс. Однако когда формируется афиша театра, то помимо занятости труппы должны, вероятно, присутствовать и иные мотивации. При ближайшем рассмотрении и аргумент «занятость труппы» можно поставить под сомнение, поскольку на главную роль Кочкарева приглашен питерский актер Юрий Стоянов, на роль моряка Жевакина – артист Театра им. К.С.Станиславского Виталий Хаев. Подколесина играет Станислав Дружников, приглашенный в труппу в прошлом сезоне. Да, Анатолий Белый, Дмитрий Дюжев, Михаил Пореченков, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский не могут пожаловаться на отсутствие ролей в репертуаре – они сверхзаняты, но есть не избалованные ролями Алексей Агапов, Дмитрий Брусникин, которые бы не хуже справились и с главными ролями, не говоря о работах второго плана.
Когда на главную роль приглашается актер со стороны, то смеем предположить, именно он позарез необходим режиссеру. Пока Кочкарев Юрия Стоянова в спектакле МХТ существует сам по себе. Он застрельщик эстрадного шоу, богато обставленного. Пока – всё.
В спектакле Подколесин и Кочкарев – клоунская пара, цирковые на ковре. Кочкарев в буквальном смысле при помощи своей трости дрессирует в одной из сцен грузного, отяжелевшего Подколесина. Грубо эту трость сует между ног своей жертве, вызывая столь же грубый смех части зрительного зала. То, что хорошо для цирка, не всегда уместно для театра. Да и сама эта режиссерская мысль исчерпывается быстрее, чем идет спектакль.
В эстрадном шоу у каждого – свой номер. Яичница с накладным животом достает даже музыкальный инструмент, чтобы исполнить арию влюбленного гостя. Преувеличение, столь свойственное комедии, в спектакле МХТ также берется в прием. Экзекутор Яичница Сергея Беляева не просто толст, а гомерически толст. Свою фигуру он не может втиснуть в дверные проемы того самого каменного дома, построенного то ли в один, то ли в два кирпича. Но и в цирке, и в театре такой находке можно посмеяться один раз, но не два и не три. Анучкина способному Валерию Трошину и вовсе нечего играть, кроме как держаться за букетик, поскольку отставному пехотному офицеру важно, чтобы невеста была не просто с обхождением, а еще и с французским. Жевакин Виталия Хаева утомительно держит два состояния – глухоты и хромоты, но почему-то все прекрасно слышит, когда решает подслушать аттестацию о нем невесте Кочкаревым.
Пожалуй, только Подколесин Станислава Дужникова находит что-то человеческое в своем характере: он боится жить, в нем есть робость и целомудрие. Актер позволяет себе выказать толику сочувствия к своему персонажу, но только самую малость.
Почему на роль Агафьи Тихоновны выбрана Светлана Колпакова (в другом составе играет Ирина Пегова), пока не очень ясно. Играется невеста вообще, а не та, что живет именно в этом кукольном домике с обилием занавесок, с окнами с видом на Невский проспект, с этими женихами, которых она впервые видит и боится. Играется страх вообще, а не страх, рожденный в данную секунду, от этой встречи, этих людей.
Ольга Барнет в роли тетки Арины Пантелеймоновны как раз отыгрывает ситуацию: эти женихи для нее инопланетяне. Она – из купеческого мира, плотно стоящего на земле. Будучи сама дикой, она тем не менее смотрит пусть не на лучших представителей дворянства, как на зверинец. В тюбетейке, с худенькими косичками ее тетка является колоритным персонажем, куда более колоритным, чем Фекла Ивановна Евгении Добровольской.
При внешне тщательном и подробном разборе ролей в спектакле нет главного. Нет ответа на вопрос: почему ставится сегодня «Женитьба». Впрочем, одно ясно: пьеса – смешная, отчего бы не повеселить публику. Лирический же голос Гоголя заглушен репризами.