Лауреатом первой премии конкурса стал латышский дирижер Андрис Пога. Это один из тех редких случаев, когда в престижных соревнованиях одерживает победу музыкант без «тяжеловесов» за спиной – просто потому, что он объективно был лучшим. Стоит заметить, что ни русских, ни французских имен в финале не оказалось.
Двое из российских участников оказались за бортом первого тура. Третий – Илья Гайсин – выступил, наоборот, очень удачно и прошел. Но затем, очевидно, не смог собраться (по жребию он предпоследним выступал в первом туре и уже через два часа открывал второй), к сожалению, потерпел фиаско и присоединился к аутсайдерам. Вместе с представителем Франции, который, между прочим, работает ассистентом дирижера Национального оркестра Монпелье – именно с этим коллективом выступали участники, его музыкальный директор Лоуренс Фостер сидел в жюри, а интендант Рене Керинг – артистический директор конкурса. Так что напрашивается вывод о небывалой объективности жюри, которое возглавлял Владимир Ашкенази. Последний, объявляя результаты, подчеркнул, правда, что решение единогласным не было, но это уже незначительные детали.
Итак, в третьем туре соревновались немец Кристоф Альтштедт, американец Роберт Тревино, латыш Андрис Пога, дирижер из Венесуэлы Доминго Индоян и Даниэль Коэн из Израиля. Двух последних объединяет опыт работы в качестве ассистента Даниэля Баренбойма в оркестре «Западно-восточный диван». Пожалуй, для каждого из них основной преградой на пути к верхней ступеньке пьедестала стала Четвертая симфония Чайковского, и только Пога смог найти верный подход и к оркестру, и к русской музыке, добившись верной интонации – образной, прежде всего. Итог: Альтштедт – второй, Коэн – третий; немцу, пожалуй, не хватило харизмы, а израильтянину – опыта (ему всего 26 лет, двум другим – по 30).
Андрис Пога, чувствуется, человек основательный: с одной стороны, он оканчивает философский факультет университета, с другой – оттачивает менеджерские навыки, руководит собственным оркестром. На родине он сейчас национальный герой: латышский Интернет пестрит бравурными заголовками, у него ни на минуту не замолкает телефон – близкие и не очень торопятся поздравить с победой. «Дирижер без оркестра – ничто», – говорит Андрис в ответном слове и спешит поблагодарить Национальный оркестр Монрелье. Позже он отметит, что почувствовал не просто контакт с музыкантами, а искру, словно пробежавшую между ним и коллективом, что и стало залогом его успеха.
А оркестр, стоит сказать, на самом деле очень хороший – гибкий, отзывчивый, сбалансированный; казалось бы, французская провинция... а даст фору большинству наших столичных коллективов. Эта мысль подтвердилась на гала-концерте, когда работа вышла за рамки конкурсных прослушиваний. Кстати, один из участников заключительного концерта подал молодежи потрясающий пример творческой стойкости. Знаменитый пианист Альдо Чикколини в возрасте 85 лет продолжает выступать, и весьма успешно: по крайней мере фортепианный концерт Шумана в его исполнении звучал достойно. Чего остается пожелать новоиспеченным победителям Второго международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова.
Монпелье–Москва