Ирина Антонова обещает нескучный год и после Пикассо.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На брифинге директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова рассказала журналистам о ближайших планах музея. Со строительством музейного комплекса новостей почти нет – с 11 до 25 человек увеличилось количество членов правления проекта, еженедельно проходят видеомосты с командой Нормана Фостера, но в целом работа упирается «в некоторое отставание проектантов». В акции «Ночь музеев» Пушкинский на этот раз не участвовал из-за тяжелого рабочего графика в связи с показом Пикассо – но завтра ГМИИ отметит День музеев бесплатным входом, правда, только на постоянную экспозицию.
Когда лихорадка после Пикассо поостынет (ежедневно выставку смотрят по 3–4 тыс. человек), а работы покинут Пушкинский музей, на их месте с 8 июня обоснуются, как обещают, сплошь шедевры – «От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств. Будапешт». Выбирать старались тех художников, которых нет в Москве. В числе 60 картин – Дюрер, Веронезе, Джорджоне, Гойя, Эль Греко и Альтдорфер (работ этого немца первой половины XVI века, одного из первопроходцев европейского пейзажа, нет не только в ГМИИ, но и вообще нигде в России). Чтобы показывать шедевры, концепция не нужна, считают в музее. Поэтому развеска будет осуществлена по школам (кстати, Будапешт славится сильным собранием испанской живописи) и по хронологии. Остается добавить, что с венгерским музеем у ГМИИ дружба началась еще в 70-е годы, а нынешняя выставка образовалась в обмен на импрессионистов, только что вернувшихся обратно в Москву.
В июне откроется выставка немецкой, австрийской, швейцарской живописи и живописи Скандинавских стран из собрания ГМИИ – «Знакомые – неизвестные». В июле из афинского музея Бенаки привезут греческие иконы начиная с XV века, где будет и ранняя работа Доменико Теотокопули, то есть Эль Греко. В сентябре музейный цикл «Под сенью дружных муз» о художественных собраниях стран СНГ продолжит экспозиция из музеев Армении. К XXX «Декабрьским вечерам» готовят выставку французского рисунка 1870–1970-х годов из ГМИИ, приуроченную к выпуску каталога-резоне. Из общего собрания этого периода примерно в 570 листов покажут около 200. Наконец, в начале декабря музей выступит с несколько инфантильной, но, в общем, беспроигрышной экспозицией (судя по цитирующему школьную классику названию – «Детство. Отрочество. Юность»), посвященной детскому портрету XVI–XX столетий. Но теме обещают искать новые ходы (дети в мифологии, дети художников, исторические персонажи в детстве┘) – а это, в свою очередь, обещает стать интересным. Тем более что участвовать в проекте будут не только российские музеи, но и такие, как Прадо, Дрезденская картинная галерея, Национальная портретная галерея Лондона, Музей Лихтенштейна в Вене. И тем более что готовит выставку Александра Данилова, чей кураторский проект «Интерпретация объекта в московской концептуальной школе» вошел в пятерку лучших на прошедшей III Московской биеннале современного искусства.