Президент кинофорума Алексей Герман обещает показывать в Петербурге лучшее из лучшего.
Фото Trend/PhotoXPress.ru
В Санкт-Петербурге прошел Первый международный кинофорум, посвященный на сей раз 65-летию Победы. В дальнейшем тематику будут уточнять, но пока ясно одно: борьба за передел фестивального рынка пошла нешуточная.
Новый фестиваль станет смотром лучшего из того, что уже прошло по другим фестивалям. Алексей Герман, президент кинофорума, предложил назвать действо «Best of the best». Хотя, откровенно говоря, не очень понятно, почему фестиваль, отныне претендующий на право стать крупнейшим отечественным киносмотром, должен называться по-английски. Впрочем, название не окончательное – это во-первых, а во-вторых, название – не главное.
Первый кинофорум собрал несколько десятков картин о Второй мировой войне из 20 стран мира. Открытие фестиваля, состоявшееся в Михайловском театре в присутствии губернатора Валентины Матвиенко и изрядного количества кинозвезд (в том числе и главного заезжего гостя – Антонио Бандераса), сопровождалось премьерой фильма Валерия Пендраковского «Только не сейчас» (Россия–Польша) о несостоявшейся любви советского солдата и польской девушки. Фильм этот, к сожалению, не украсил ни церемонии открытия, ни сам фестиваль, и объяснения, что, мол, показан был как дань памяти погибшим пассажирам польского самолета, не кажутся убедительными. Политика политикой, а кино остается хорошим и плохим.
При том что новые фильмы, показанные на фестивале, явно проигрывали старым и по качеству, и по интересу со стороны публики, Санкт-Петербургский кинофорум оказался все же небесполезным в содержательной части. Организаторы поступили очень грамотно, затеяв каждый день по круглому столу, хотя, как правило, наши российские фестивали предпочитают шпиговать гостей светскими раутами в любое время суток. Как ни странно, именно эти круглые столы вызвали наибольший интерес. Два из них были посвящены войне в кинематографе – как это было раньше и как это стало теперь. Трогательно приехавший специально на один из таких столов Кшиштоф Занусси держал главную речь, из которой стало ясно: осмысление Второй мировой войны еще предстоит. Тем не менее старое советское кино, крутившееся на экране на Дворцовой площади, даже несмотря на лютую стужу, собирало полно народу.
Событиями кинофорума стали два фильма. Старый – «Шоа» Клода Ланцмана (1985) и новый – «Читаем «Блокадную книгу» Александра Сокурова. Последний в очередной раз подтвердил свое умение находить художественные средства для всякой, даже, казалось бы, совсем непостановочной вещи. Ну а фильм Ланцмана, ставший классикой и представляющий собою свидетельства очевидцев зверств нацистов в концлагерях, показывает, насколько мало значат внешняя атрибутика и всякого рода красивости, если есть главное – внутренняя энергетика.
И все было бы славно и хорошо. И получили бы мы еще один фестиваль, которых по стране немало, и в Питере – в том числе. Но дороговизна и помпа, с какой фестиваль был организован, заставили вздрогнуть. Гранд-отель «Европа», красные дорожки, лимузины, устрицы, икра... Пресс-центр, при виде которого каннские устроители заплакали бы от зависти, а берлинские бы, скажем, и вовсе умерли. Деньги – исключительно государственные, фестиваль проводился под патронатом правительства Санкт-Петербурга. Больше всего слов было сказано о том, как этот фестиваль нужен ветеранам и – шире – всему городу. Действительно, для ветеранов были показы в Доме кино. Однако думается, что кино – это далеко не единственное, что нужно ветеранам, большинство из которых и до кинотеатра-то добраться без посторонней помощи не могут. Весь этот дорогущий гламур был уж точно не для них. А когда центр города за несколько часов до прибытия в Михайловский театр Валентины Матвиенко перекрыли и люди вынуждены были добираться кому куда надо вкруговую, да под дождем, – тут уж самые сильные сомнения относительно нужности такого мероприятия угнездились. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова ушла от ответа на вопрос о бюджете фестиваля, зато объявила о приезде на следующий кинофорум Аль Пачино. И правда – достижение. При этом бюджеты имеющихся в городе фестивалей – «Виват, кино России!», «Послание к человеку», Фестиваль фестивалей, и без того находящихся в плачевном финансовом состоянии, – урезались чуть ли не вполовину.
Похоже, не с того начали.
Санкт-Петербург–Москва