Проблемы у всех оркестров одинаковые, нехватка хороших инструментов и хороших музыкантов...
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В июне в Москве пройдет 5-й Фестиваль симфонических оркестров мира, куда традиционно приглашаются ведущие европейские – а в этом году и азиатские коллективы. На фестивале, как правило, выступает один российский региональный коллектив: были в столице Новосибирский оркестр (тогда в последний раз в Москве дирижировал легендарный Арнольд Кац), Омский, оркестр из Ростова-на-Дону. В этом году мы услышим оркестр Республики Татарстан. К сожалению, приглашение на фестиваль – практически единственная возможность этих коллективов выступить в Москве, и выпадает этот шанс единицам, когда оркестров в России – десятки.
Некоторую альтернативу фестивалю предложила Екатеринбургская филармония и организовала 1-й Симфонический форум, который с большим успехом прошел в апреле.
Творческая часть форума для первого раза вышла вполне представительной: 7 симфонических концертов, в которых приняли участие 4 оркестра и 6 дирижеров.
Принимающая сторона – Уральский филармонический – выступал и со своим худруком Дмитрием Лиссом, и дважды с выдающимся дирижером Дмитрием Китаенко, который после долгого отсутствия второй раз приезжает в Россию, и снова – в Екатеринбург. Под его управлением УАФО играл «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (выбор сочинения композитора-любителя, вероятно, объяснялся тем, что концерт пришелся на Страстную субботу). В другом концерте Китаенко дирижировал Третьей симфонией Прокофьева и Четвертой Чайковского. В те же дни гастрольный тур по Уралу совершал БСО с Владимиром Федосеевым, в чьей интерпретации екатеринбуржцы услышали канонического Моцарта и эпического Шостаковича. С не меньшим любопытством ожидались выступления двух российских коллективов. Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского привез сложную программу, где наряду с русской классикой звучало произведение современного казанского автора Рашида Калимуллина. В его «Симфонических фресках» мощно заявляла о себе театральная природа: контраст настроений, образов, колористических звучаний. Роль кульминации досталась Второй симфонии Рахманинова, эмоциональный градус которой порой зашкаливал и тем самым вызвал большой резонанс у публики. Омский академический оркестр с дирижером Дмитрием Васильевым показался более академичным. Гвоздем их программы, где также звучала классика (Пятая симфония Чайковского и «Утес» Рахманинова), стала новинка – Концерт для кларнета с оркестром Толибхона Шахиди. Сочинение причудливое, как узорчатый восточный ковер, посвящено исполнившему его кларнетисту Игорю Федорову и, несомненно, инспирировано его виртуозной техникой.
Завершался первый Симфофорум необычным концертом. Второй раз в Екатеринбурге подвели итоги открытого конкурса композиторов на лучшее симфоническое произведение для детей «Петя и Волк-2010». Из партитур 31 конкурсанта были выбраны пять лучших и исполнены (причем инкогнито!) Уральским оркестром под управлением дирижера Энхэ. Мнения жюри и публики, присуждавшей приз слушательских симпатий, совпали. Главной награды была удостоена остроумная «Сказка про репку», решенная как инструментальный театр и оказавшаяся произведением Владимира Кобекина. Лауреатами 2-й и 3-й премий стали молодая екатеринбурженка Анна Красильщикова со «Сказкой о глупом мышонке» и Глеб Май из Электростали за произведение Potteriana. Дипломы достались москвичу Николаю Попову и англичанину Бернарду Хьюзу.
Но кроме творческой части Симфонический форум неизбежно провоцировал и обсуждение проблем региональных оркестров. Всероссийский круглый стол «Российские оркестры: сегодня и завтра» собрал два десятка участников, в числе которых были директора и главные дирижеры оркестров из Хабаровска, Ростова-на-Дону, Казани, Омска, Екатеринбурга; эксперты и музыкальные критики из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга; директора Московской, Свердловской и Тюменской филармоний, первые лица Министерства культуры России и Министерства культуры Свердловской области.
Стержнем обсуждения стал вопрос о необходимости поддержки оркестров на федеральном уровне. Не только финансовой, считают дирижеры и менеджеры, – возможно, законодательной, чтобы губернатор (большинство российских оркестров финансируется из местного бюджета) мог ориентироваться на некий кодекс, где были бы перечислены нормы по обеспечению коллективов.
Проблемы у всех оркестров одинаковые: низкие зарплаты, нехватка инструментов и даже нехватка хороших музыкантов – из духовой группы, например. Алексей Шалашов предлагает решать последнюю проблему как в спорте, то есть приглашать легионеров. Но их кто-то должен оплачивать┘ Подобный опыт есть в Омской филармонии. «У нас работает иностранец – духовик с Украины, снимаем ему квартиру», – говорит дирижер Дмитрий Васильев. Главный дирижер Ростовского оркестра Юрий Ткаченко сетует на отсутствие гастролей – нет возможности: «Мы играем только в области, выбраться за ее пределы не получается. Подавали заявку в Министерство культуры на софинансирование одного проекта, но получили отказ». А в одном дальневосточном оркестре недостающие инструменты озвучивает┘ синтезатор. Вот такая история с географией.
Екатеринбург–Москва