Завтра истекает срок предоставления заявок на государственную финансовую поддержку со стороны государства социально значимых фильмов. В мае попечительский совет отберет фильмы, которые получат поддержку в виде 500 млн. руб., специально выделенных на эти цели.
Министерство культуры РФ составило список рекомендованных к поддержке проектов, остановившись на пяти – о войне 1812 года (во исполнение указа о праздновании 200-летия победы в Отечественной войне), о Российском географическом обществе (по поручению премьер-министра Путина), о святителе Алексии (по рекомендации РПЦ), о генерале Скобелеве (по поручению Собянина) и лента, посвященная Году учителя (во исполнение указа о проведении в России Года учителя). Совет приплюсует к этим фильмам еще пять – и таким образом решится вопрос о десятке самых главных социально значимых фильмов.
Письмо Министерства культуры по поводу пяти рекомендуемых фильмов есть не что иное, как возрождение системы госзаказа. Интересно, что составить список социально значимых картин поручили именно Минкульту, в то время как от распределения государственных средств их отстранили, оставив лишь участие в создании мультфильмов и арт-хауса. Но поскольку министерство все эти годы держало руку на пульсе отечественного кинематографа, в фонде сочли, что там «разбираются». При этом целенаправленно на проекты деньги перечисляться не будут – средства, как известно, выделяются теперь восьми студиям-мейджорам, и им предложат рассмотреть поближе те грядущие фильмы, которые фонд отберет для поддержки.
Во всей этой системе есть немалый изъян. Проекты для господдержки вот-вот станут известны, а система отчетности все еще не разработана. О том, что деньги так или иначе придется возвращать, уже известно. Но вот вопрос: как будет работать система возврата? Пока никому не известно, эту систему в фонде, кажется, еще не разрабатывали. Конечно, студии-мейджоры беспокоятся: не обернется ли новая система поддержки убытком? Вдруг фонд придумает, чего доброго, что возвратность должна быть стопроцентной?
Вообще говоря, именно отсутствие четкой системы отчетности и породило новую систему финансирования. Принято считать, что до сих пор большая часть денег тратилась еще в начальный период производства, когда продюсеры изо всех сил стремились за счет полученных средств поднять свой собственный материальный уровень. Простая модель «получил деньги – просадил – больше не получишь» не работала. Точнее, никто всерьез не пытался ее привить. А казалось бы – что может быть проще и естественнее: студии и продюсеры, потратившие государственные деньги неизвестно на что, не вернувшие средства в казну, на какое-то определенное количество лет отстраняются от участия в конкурсе. Может, если бы эта система работала, не надо было бы с такой скоростью внедрять новую систему госфинансирования. По крайней мере не надо было делать это с такой поспешностью, как было сделано.
Сейчас новая система вот-вот заработает, только главный вопрос – возврат денег государству – остается открытым. Некоторые продюсеры – например, Игорь Толстунов – уверены, что в первую очередь надо рассчитываться с частными инвесторами. Доля частников в производстве фильма составляет обычно до трети. Чем скорее компания вернет деньги частному инвестору, тем меньше у него будет в следующий раз боязни вкладываться в кино, и таким образом доля частных денег будет расти. А государству отдавать деньги компания будет уже в последнюю очередь в виде процента с прибыли.
Вероятно, прежде чем назначать компании – объекты финансирования и объявлять исторически весомые проекты, следовало бы разработать и заявить механизм возврата денег. Без него никакая система поддержки не будет эффективной.