Сергей Братков, победитель.
Фото РИА Новости
ПРЕМИЯ «ИННОВАЦИЯ» Назвали лауреатов V «Инновации», госпремии в области современного искусства, учрежденной Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства (о выставке номинантов см. «НГ» от 09.04.10). Премию вне конкурса «За творческий вклад в развитие современного искусства» посмертно присудили куратору и арт-менеджеру Ольге Лопуховой (1958–2009). Другую «За поддержку современного искусства России» – возглавляющей Stella Art Foundation Стелле Кесаевой. В пяти основных номинациях из 25 номинантов в статус лауреатов перешли Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов за идейно простоватый, но лихой перформанс «Фигурное катание на мыле», осуществленный в рамках петербургской Биеннале современного искусства «Диалоги» (в позиции «Новая генерация»). За лучший региональный проект наградили Сергея Ковалевского, который провел VIII Красноярскую музейную биеннале «Даль». В номинации «Теория, критика, искусствознание» победила книга Андрея Монастырского «Эстетические исследования», изданная в рамках серии «Библиотека московского концептуализма». Екатерина Дёготь – автор лучшего кураторского проекта: «Кудымкор – локомотив будущего», сделанный вместе с художником Леонидом Тишковым, был показан на III Московской биеннале современного искусства. В главной номинации «Произведение визуального искусства» лучшим назвали Сергея Браткова с видеоинсталляцией «Балаклавский кураж», также демонстрировавшейся на III Московской биеннале. Здесь многие ставили на «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского, которому сейчас достались лишь утешительные премии от фонда U-Art и журнала «Интерьер+Дизайн». Последний удостоил мэтра николо-ленивецких промыслов «самого дорогого» – публикаций на страницах своего издания. Денежный эквивалент премий в зависимости от номинации составляет от 100 до 250 тыс. руб. В этом году лауреатов поздравляли на «Красном Октябре», в пространстве Baibakov Art Projects. Поставленную Михаилом Ефремовым церемонию сопровождал музыкальный перформанс Владимира Тарасова и Павла Тимофеева, а краткие презентации проектов делали сами номинанты, изображения которых проецировались на белых манекенов.