Евгений Миронов и Алвис Херманис. Их соединили «Рассказы Шукшина».
Фото РИА Новости
Шестнадцатая по счету церемония награждения премии «Золотая маска» проходила в Гостином Дворе. Это, впрочем, не стало поводом для какого-то особо широкого торжества – напротив, насколько возможно, сама церемония по духу была камерной, а ее режиссеру Нине Чусовой, можно вообразить, была поставлена задача, чтобы все прошло максимально быстро и с учетом кризиса – без лишних затрат.
Без затрат тем не менее не обошлось, имея в виду, что к сотрудничеству пригласили художника Павла Каплевича. Он перегородил зал Гостиного пополам белым занавесом из уже, кажется, запатентованной им особой, пророщенной ткани, кроме того, в свою очередь, он пригласил к сотрудничеству Ирину Корину, ту самую, которая в прошлом году в российском павильоне в Венеции показала изготовленный из разноцветной клеенки фонтан «Дружба народов». Для «Золотой маски» Корина придумала не менее экстравагантную и эффектную конструкцию – подиум с уходящей в никуда винтообразной лестницей, с рядом колонн, причем и подиум, и колонны были задрапированы обыкновенным линолеумом.
Что касается самой церемонии, которую в этом году вели Мария Миронова и Данила Козловский, она прошла на редкость в рабочем порядке: то есть Миронова и Козловский по очереди вызывали «вручантов», те вскрывали конверты и приглашали новых лауреатов пройти на сцену за «масками». Из театрализации – только «живые скульптуры», вывезенные в Москву из Евпатории. Раскрашенные под мрамор и бронзу, они подносили все новые и новые маски. А солисты ансамбля ударных под управлением и при участии самого Марка Пекарского время от времени «отбивали» одного лауреата от другого. В отличие от прошлых лет ни одна из номинаций в этом году не осталась без победителя, что, надо полагать, следует счесть знаком небывалого подъема в русском театре. Предваряя раздачу наград, композитор Максим Дунаевский сказал, что чем лучше, чем содержательнее фестиваль и его участники, «тем напряженнее этот конец». О напряженном конце – эти заметки.
О музыке
В прошлом году жюри сетовало на скудный выбор и даже кризис в жанре мюзикла и оперетты – не была присуждена премия за лучшую мужскую роль, а «Маска» за лучший спектакль досталась не музыкальному, а драматическому театру (за МХТовский «Конек-Горбунок»). На сей раз ситуация сложилась иная: в большинстве номинаций победил мюзикл «Продюсеры» (театр Et Cetera) – за лучший спектакль, лучшую режиссуру (Дмитрий Белов) и за лучшую мужскую и женскую роли (Наталья Благих и Егор Дружинин). Разбавил эту номинацию только Всеволод Полонский – музыкальный руководитель спектакля «Шербурские зонтики» Санкт-Петербургского театра «Карамболь». За работу над этим спектаклем «Маску» получил и художник Зиновий Марголин, многозначительно заметивший в своем благодарственном слове: «Форма спектакля – это его содержание».
Танцевальная программа в этом году была, пожалуй, наиболее интересной и насыщенной. Результат в общем показательный – большинство спектаклей были отмечены в той или иной номинации. Лидером, условно, стал Алексей Ратманский – лучшим в номинации стал спектакль Большого театра «Русские сезоны» в его постановке, а в балете Щедрина «Конек-Горбунок» (Мариинский театр) премией была отмечена его хореография. За исполнение Царь-девицы в последнем спектакле получила «Маску» и молодая балерина Мариинки Алина Сомова. Две другие «Маски» достались региональным театрам: Владимир Варнава из Музыкального театра Республики Карелия получил премию за лучшее исполнение мужской роли (Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта»), а пермский театр «Балет Евгения Панфилова» со спектаклем CASTING OFF победил в номинации лучший спектакль в жанре современного танца и взял «Маску» за лучшую работу со светом (художник Алексей Хорошев). Пермь составляет конкуренцию столичным театрам и в опере. Опера Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» в постановке Георгия Исаакяна была представлена во всех номинациях, но выиграла только в одной – дирижер Валерий Платонов был отмечен жюри за свою на самом деле достойную работу. А вот композитор Александр Чайковский проиграл в достойной конкуренции Владимиру Кобекину с оперой «Гамлет (датский) (российская) комедия» – это решение, надо думать, досталось жюри труднее всего.
Опера Кобекина была поставлена в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и именно этот театр лидирует в этом году в оперной номинации, в частности режиссер Александр Титель был признан лучшим за постановку «Гамлета». Другой спектакль театра – опера Доницетти «Лючия ди Ламмермур» – получил еще три «Маски» – за лучший спектакль, лучшее исполнение женской роли (Хибла Герзмава) и лучшие костюмы (Елена Степанова).
Был отмечен и оригинальный проект Мариинского театра «Гоголиада» – оперы молодых композиторов по Гоголю: ему достался спецприз жюри и «Маска» за лучшую мужскую роль, которую исполнил Андрей Попов. Второй спецприз получил спектакль театра «Новая опера» «Джанни Скикки» – за лучшую работу вокального ансамбля.
О драме
О драме – в широком смысле. Премию за поддержку театрального искусства» в этом году дали Фонду Михаила Прохорова, Анатолию Павлову и Владимиру Кожину. Благодарить «частников» – дело понятное и в этом смысле – простительное. И Кожин наверняка замечательный человек, любит театр (судя по тому уважению, с которым говорил о новом лауреате Александр Калягин), но... правильно ли давать «Золотую маску», такую же, какую получили лучший актер, режиссер, человеку, который, если верить названию его должности, не волен в своих решениях. И уж совсем странно, что эту «Маску», как самую главную, вручает председатель Союза театральных деятелей.
Выкинув, то есть, вернее, выпустив из вида одного из очевидных лидеров минувшего сезона – спектакль Малого театра «Дети солнца», экспертный совет оголил актерские номинации: положим, Евгений Миронов (10 ролей в «Рассказах Шукшина» Театра Наций) мог бы выиграть и у Василия Бочкарева, но среди актрис, думается, Евгения Глушенко и Людмила Полякова переигрывают всех, кто попал в итоге в «женскую номинацию». Лучшей актрисой была названа Полина Кутепова за работу в спектакле «Улисс».
Лучшим экспериментальным спектаклем жюри признало «Оpus № 7» театра «Школа драматического искусства», а художники этого представления, зрелища – Мария Трегубова и Вера Мартынова выиграли «Маску» у таких мэтров, как Александр Боровский и Александр Орлов. Виктория Севрюкова совершенно справедливо получила «Маску» за костюмы к «Рассказам Шукшина». Получая «Маску», она вспомнила слова Туполева, который будто бы сказал однажды, что если самолет сделать некрасивым, он не полетит, – так вот они хотели сделать спектакль красивым. Это получилось.
Лучшим режиссером неожиданно для всех, кажется и для него самого, жюри признало Юрия Погребничко, поставившего в прошлом сезоне скромный спектакль «Ля Эстрада». Лучшим спектаклем в драме (малая форма) выбрали «Реку Потудань» Студии театрального искусства, а в большой форме – «Рассказы Шукшина».
Нам кажется, удачно распределили специальные призы жюри – пермскому театру «У Моста», который живет достойно, осмысленно и художественно. И Центру драматургии и режиссуры совместно с Театром.doc – за спектакль «Жизнь удалась»: за смелость и точность художественного диагноза языковой реальности, в которой живет сегодняшняя Россия. В начале репетиций режиссер Михаил Угаров подсчитал, что в «Жизнь удалась» одно нецензурное слово повторяется, кажется, 280 раз, а широко употребимое цензурное – в семь раз меньше.
Рассказ о церемонии был бы неполон без светских деталей. Ну что ж, получайте: Игорь Гордин снова был вместе с Юлией Меньшовой, а Мария Ревякина, несмотря на все тяготы организации фестивальной жизни, выглядела к финалу помолодевшей лет на десять. Наверное, сказывалось освобождение от груза забот.