В Петербурге в девятый раз прошел ежегодный балетный фестиваль Dance Open.
В этом году, несмотря на кризис, развернулись как никогда: частная инициатива получила государственную поддержку. В результате Dance Open решился оторваться от мариинского фестиваля, к которому был раньше привязан по срокам намертво – привлекая, как какая-нибудь турфирма, участников возможностью посмотреть его события. И получая в свой гала, идущий вслед за закрытием мариинского, многих его участников. Теперь средств на доставке именитых гастролеров не экономили. Более того – фестиваль заполучил Наталью Макарову, в честь которой несколько лет назад был задуман заключительный гала фестиваля «Мариинский» – но звезда не приехала, и от планов осталась только страница в буклете. Макарова привезла выставку фотографий (большинство из них ни разу не экспонировались в России).
Dance Open отметил созвездие юбилеев советских балетных легенд Галины Улановой, Константина Сергеева, Татьяны Вечесловой и Вахтанга Чабукиани (в самой Мариинке не слишком усердно занимаются чествованием). Площадку для эксклюзивных программ предоставил Михайловский театр. В концертах показали фрагменты знаменитых партий, на экранах шли редкие кадры кинохроники. Уровень официальной поддержки озвучил и «голос за кадром» недавнего главы петербургского комитета по культуре Николая Бурова.
В юбилейных программах собрали нынешних и бывших михайловских солистов, для равновесия смешанный первый и второй эшелон из Мариинки, Большого театра и зарубежных трупп. Кроме двух «целевых» хореографических фрагментов – танцев из «Гаянэ» и «Пламени Парижа» результат задавался составом участников. Понятно, что Николай Цискаридзе неповторим в «Нарциссе», Ульяна Лопаткина в «Лебеде» философична, а Офелию, пожалуй, ей танцевать уже не стоит, Денис Матвиенко лучше танцует без жены, а Владимир Малахов хорош даже в «не тематической» хореографии. Подтанцовка Михайловского театра и труппы Петухова – и есть подтанцовка, а воспитанники Вагановской академии в мазурке из «Пахиты» всегда хороши. Самый заметный сценографический эффект задумали на вечере Вахтанга Чабукиани: танец басков на сцене дополнила его кинозапись. Правда, неосторожно сравнивать современное исполнение и кинохронику: пленка иногда побеждает. Если, конечно, не показывать ее в программе утомительного трехчасовой нон-стопа, как это было на мемориальном собрании в Союзе театральных деятелей.
Финальный гала-концерт фестиваля в этот раз стал парадом номинантов на первую балетную премию Dance Open, приз которой - хрустальная копия известной бронзовой отливки со слепка ноги Анны Павловой. Среди жюри премии руководители балетных трупп и школ: Алтынай Асылмуратова, Юрий Бурлака, Юрий Фатеев, Карла Фраччи, Владимир Малахов, председатель ≈ Наталия Макарова.
Часть заявленных участников, как обычно, не появились, а «представительство» мировых театров выглядело не слишком всеохватно. Зато наконец приехала неоднократно ожидаемая Люсия Лакарра (Bayerisches Staatsballet), с номером Ролана Пети «Таис» (партнер Марлон Дино) получившая главный приз Dance open. Всего в семи номинациях раздали девять призов. Лучший дуэт (две «ноги» - обе, разумеется, левых – балетный аналог рукам красавицы англичанки, у которой, как говорят, их две левых) Юргита Дронина и Лука Ветере из Королевского балета Швеции. Премия «Mr. Виртуозность» Иван Васильев из Большого театра, «Ms. Виртуозность» (тоже каждому по «ноге») Наталья Осипова из Большого. Примечательно, что понимание виртуозности несколько отличается от времен Чабукиани или Вечесловой. Плавно произошла подмена понятий – и виртуозностью теперь считается темперамент или трюк. Так что приз может получить второе название: «Mr. и Ms. трюк» (надо полагать, спортивный уклон приза призваны были подчеркнуть личности «вручателей»: Алина Кабаева и Николай Валуев). Правда, спохватились и отметили дополнительной, второй «виртуозностью» Викторию Терешкину из Мариинского театра, внятно складывающую классические движения. Приз зрительских симпатий отдали Даниилу Симкину (American Ballet Theatre), с удивительным постоянством воспроизводящему на фестивале своего милого «Буржуа» и сохраняющему инфантильную внешность вундеркинда. «Mr. Выразительность» Эрман Корнехо (American Ballet Theatre) в собственного сочинения «Fuga y Misterio» на беспроигрышную музыку Пьяццолы, «Ms. Выразительность» – Полина Семионова (Берлинская опера). Итого три премии Москвы (если считать московскую выпускницу Семионову), пять зарубежных и одна Петербург. Вполне актуальна тема научно-практической конференции «Проблемы сохранения и развития академических традиций в современном балете» (и зачем танцовщикам третья нога?). Вот и мастер-классы в этом году зачахли – количеством участников и соответственно самих занятий, здесь популяризация российской школы угрожала невостребованностью.
Петербургский дубль «Бенуа де ла данс» не вполне избежал междусобойного налета большинства премий, определив номинантами только участников гала. А его лица не слишком разнообразны и представляют скорее не картину состояния мирового балета, а контакты организаторов. Набор же светских «вручателей» на зависть «Софиту»: Алина Кабаева, Николай Валуев, Татьяна Буланова и Вячеслав Радимов, Эдуард Хиль, Алиса Фрейндлих и вездесущий Михаил Боярский и онлайн-трансляция торжества - шаг фестиваля в сторону шоу. После прошлогоднего концерта на Стрелке Васильевского острова в этом плане качественный рывок вперед.
На будущий год фестивалю десять лет.