Такие обаятельные представители богемы... Сцена из оперы Екатеринбургского театра оперы и балета.
Фото предоставлено пресс-службой театра
Известно, что «Богема» входит в топ-лист самых популярных опер в мире. Она пользуется неизменной любовью и у слушателей, и у музыкантов – певцы и в особенности певицы стремятся заполучить партии в «Богеме». При этом певицы во что бы то ни стало хотят петь именно Мими. Желания певцов часто бывают удовлетворены, поскольку редкий театр не имеет в репертуаре пуччиниевский шедевр. Так, за столетнюю историю Екатеринбургского театра это уже четвертая постановка.
Автор этих строк часто задавалась вопросом: за что же слушатель так восторженно относится к этой опере? Крайне редко удается найти постановку, которая объяснила бы нелогичность либретто: если Рудольф так нежно любит Мими и к тому же знает, что она смертельно больна, почему бросает? Нелепые объяснения вроде «я беден, она со мной пропадет» – не в счет. Ответ, кстати, можно найти в биографии автора романа «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже: книга, по сути, описывает события его жизни. Так вот молодой писатель не удосужился даже навестить бедняжку, что стала прообразом Мими, в больнице, где та угасала в ожидании любимого. Зато удосужился сделать себе на «ошибках молодости» (а может, на черствости и эгоизме?) имя, ведь роман в свое время пользовался большим успехом. Кстати, и после премьеры оперы критики обвиняли Пуччини в неправдоподобии и обращении к низменной теме. Но гений Пуччини вновь и вновь склоняет слушателя к сочувствию и сопереживанию и даже повесу Рудольфа облагораживает и превращает в страдающего возлюбленного. И только финал – при очень хорошем исполнении – заставляет зрителя понять общий замысел Пуччини: вместе с последним вздохом Мими умирает и легкомысленная беззаботная молодость, молодые люди испытывают настоящий шок от такого близкого дыхания смерти.
Действие «Богемы», по замыслу режиссера Александра Лебедева и художника Игоря Иванова, происходит в начале ХХ века. Из окон мансарды видна панорама Парижа и, конечно, Монмартр; убогая обстановка не мешает молодежи веселиться, кутить и устраивать розыгрыши. Остроумно они оставляют в дураках хозяина квартиры, а затем и богатого покровителя Мюзетты. Но в последнем акте режиссер заставляет их вздрогнуть и, может быть, впервые посмотреть на жизнь иначе. Каждый из героев замирает в напряжении, в отчаянии: можно легко провести хозяина и оттянуть момент платы за квартиру, но провести смерть – никогда.
Надо сказать, что музыканты Екатеринбургского театра смогли добиться и нежности, и трепета, и нерва, и боли как в финале, так и во всем спектакле. Главный дирижер театра Фабио Мастранжело подчеркивает, что старается не упустить ни один нюанс партитуры, местами совсем не простой. Дирижер очень умело работает с ансамблями, которых в «Богеме», заметим, немало. И сцены в мансарде, где обитают четверо друзей, и в Латинском квартале, где композитор кроме заглавных героев вводит несколько хоровых групп, изображающих пеструю парижскую толпу, несмотря на премьерное волнение, звучат очень стройно и слаженно. Чувствуется контакт между артистами труппы, а это дорогого стоит. В одном из спектаклей Мими пела приглашенная солистка – Вероника Джиоева из Мариинки, а компанию ей составили Владимир Чеберяк – ведущий тенор театра (Рудольф), Александр Кульга (Марсель), Владимир Копытов (Шонар), Михаил Коробейников (Коллин) и Ирина Боженко (Мюзетта). Кажется вполне закономерным, что на нынешней «Золотой маске» Мастранжело номинирован на премию за лучшую дирижерскую работу в спектакле «Свадьба Фигаро».
Екатеринбург–Москва