«Ника» в этом году, можно сказать, сбалансировала между новым и старым, в отличие от коллеги-соперника «Золотого орла», решившего нового не заметить вовсе. Не сказать, чтобы «Ника» это новое слишком уж приветила, но и со счетов не сбросила. «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» оказалось Соломоновым решением, примирившим два поколения. Андрей Хржановский, представитель старшего поколения, симпатичный и старым, и молодым, снял далеко не безупречное кино, местами по-режиссерски вообще слабое. При этом – и надо отдать ему должное – Хржановский смело ступает на пока не знакомую ему территорию, соединяя разные стили и даже разные виды искусства. Кое-где кусочки сшиты на совсем живую белую нитку, где-то нужны заплаты, но художественный порыв очевиден. Он, похоже, и привлек академиков – они предпочли Хржановского и Карену Шахназарову, и Николаю Досталю, и Василию Сигареву, и Павлу Лунгину.
Лучшим фильмом 2009 года по версии российских киноакадемиков стали «Полторы комнаты» Андрея Хржановского с Сергеем Юрским и Алисой Фрейндлих, который получил целых три «Ники»: самую главную – за лучший игровой фильм, вторую по значению – за лучшую режиссуру, и еще приз за лучшую сценарную работу, который режиссер разделил с поэтому и сценаристом Юрием Арабовым. Это фильм по литературным сочинениям Бродского, его рисункам, по материалам его биографии, и прежде всего по его прозе. Конкурентами Хржановского были Карен Шахназаров с «Палатой №6», Василий Сигарев с «Волчком», Павел Лунгин с «Царем» и Николай Досталь с «Петей по дороге в царствие небесное».
Еще за несколько недель до церемонии было объявлено, что премию за лучшую мужскую роль разделят между собой посмертно Олег Янковский («Царь», «Анна Каренина») и Владимир Ильин («Палата №6»). Премия за лучшую женскую роль досталось Светлане Крючковой за роль в фильме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом». Киноакадемики предпочли ее Алисе Фрейндлих в «Полутора комнатах» и Наталье Негоде в «Бубне, барабане». Лучшая женская роль второго плана оказалась сыграна в той же картине: эту статуэтку – первую в жизни –получила Мария Шукшина. «Нику» за лучшую мужскую роль второго плана впервые в истории премии получили сразу три актера – Максим Суханов («Человек, который знал все» Мирзоева), Роман Мадянов («Петя по дороге в царствие небесное» Досталя) и Сергей Дрейден («Сумасшедшая помощь» Хлебникова).
В номинации «за честь и достоинство» победу, как и было заранее анонсировано, одержала Людмила Гурченко, а за «вклад в российский кинематограф» отметили Юрия Норштейна.
Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии стала "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой, а открытием года признали с трудом (и через суд) скандально известный фильм «Россия 88» Павла Бардина.
Лучшей документальной картиной стал фильм Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский: обратная сторона Сталкера», уже успевший получить «Золотого орла», а лучшим анимационным фильмом – «Очумелов» Алексея Демина. Премией «За вклад в телевизионное искусство» удостоен фильм Олега Дормана «Подстрочник» – 16-серийный телемонолог переводчицы Лилианны Лунгиной, рассказывающей на камеру о своей жизни. Традиционно "Ника" вручается в 15 номинациях, победитель в каждой из которых получает бронзовую статуэтку крылатой богини работы скульптора Сергея Микульского.
Однако академики все же умудрились подвергнуть сомнению существование в России нового кино, не заметив работ Бориса Хлебникова, Василия Сигарева, Алексея Мизгирева, чьи картины «пролетели» практически во всех заявленных номинация, если не считать «Ники» за мужскую роль второго плана Сергею Дрейдену (в компании с Романом Мадяновым и Максимом Сухановым из «Пети по дороге в Царствие небесное» и «Человека, который знал все» соответственно) и приза за операторскую работу фильму «Волчок» Василия Сигарева. Жаль – мы-то надеялись┘
Кинопремия учреждена в 1987 году секретариатом Союза кинематографистов. С начала 90-х годов победители определялись путем тайного голосования членов академии. Первая церемония вручения "Ники" состоялась в декабре 1988 года в Центральном Доме кино. В 23-й раз «Ника» вручалась в Театре оперетты.