Грузия намерена весь текущий год отмечать 100-летие великого танцовщика Вахтанга Чабукиани. Правда, основная площадка театра оперы и балета имени З. Палиашвили закрыта на ремонт – однако организаторы торжеств осваивают другие. Масштабный проект осуществляет Международная ассоциация искусств «Мзечабуки» и Марии Каллас: он называется «Вахтанг Чабукиани и его созвездие».
На юбилейном вечере, прошедшем в музее-квартире танцовщика, обсуждали перспективы установления памятника Вахтангу Чабукиани (кстати, у здания театра оперы и балета стоит памятник другому балетному гению – Джорджу Баланчину). Его, по всей видимости, воздвигнут на народные деньги – по инициативе руководителя «Мзечабуки», автора концепции «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» Автандила Данелия.
К 100-летию «чародея танца», как назвал Котэ Махарадзе Вахтанга Чабукиани, готовится книга – в нее войдут совершенно новые, неизвестные материалы. Об этом в день рождения артиста информировал общественность один из авторов будущего издания - директор музея Чабукиани Давид Джангвеладзе. В планах также – учреждение именной медали танцовщика для поощрения молодых артистов балета.
Собравшиеся в музее-квартире гости вспоминали Вахтанга Михайловича, смотрели уникальные кадры, запечатлевшие его фантастические прыжки и пируэты, слушали его голос┘ Для многих стали откровением вокальные экзерсисы Чабукиани – сохранилась кассета с записью его пения: артист с воодушевлением исполняет арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Впрочем, это был не единственный сюрприз юбилейных вечеров в квартире-музее: полной неожиданностью стало выступление┘ праправнука Сталина, пятнадцатилетнего пианиста, ученика музыкальной школы для одаренных детей имени Е. Микеладзе Иосифа Джугашвили, исполнившего « Женевские колокола» Листа, а также «Порыв» Шумана – именно эта романтическая музыка вдохновила Чабукиани на постановку концертного номера для Галины Улановой.
«Божественный юноша заполонил мое сердце. Я вдохновлялась им, и мне хотелось жить, творить, смеяться!» - говорила Верико Анджапаридзе. А Леонид Собинов сравнивал Чабукиани с горным орлом.
Уникальный дар артиста и талант балетмейстера, соединившиеся в Вахтанге Чабукиани, открыли исключительные возможности для мужского танца. В балете «Сердце гор» Баланчивадзе он сыграл юношу-горца Джарджи, возглавившего народное восстание. Те, кому посчастливилось видеть Чабукиани на сцене, до сих пор вспоминают один из наиболее впечатляющих моментов спектакля - «хоруми», воинственный грузинский танец. Не случайно именно Вахтанг Чабукиани стал первым балетным танцовщиком, удостоенным звания народного артиста СССР.
Другие известные постановки, утвердившие Вахтанга Чабукиани как выдающегося балетмейстера героической темы, – «Лауренсия» Крейна на сюжет пьесы Лопе де Вега «Овечий источник», балеты «Синатле» Киладзе, «Отелло» Мачавариани, «Демон» Цинцадзе и др. К сожалению, балеты, поставленные Вахтангом Чабукиани (он скончался в 1992 году), уже давно не идут на сцене Тбилисского театра оперы и балета имени З. Палиашвили...
- Последние двадцать лет жизни Вахтанг Михайлович в родном театре, к сожалению, практически ничего нового не делал – восстанавливал свои старые спектакли, которые ему заказывало министерство культуры, - рассказывает ученик Чабукиани, хореограф Гия Маргания. - Хотя в его воображении всегда бурлили грандиозные замыслы. Последним большим спектаклем Чабукиани был «Гамлет», а завершила его карьеру балетмейстера «Апассионата» Бетховена – постановка конца 79-начала 80 гг. Это был госзаказ к годовщине Ленина.
... В частных беседах мастер говорил мне о своей неосуществившейся мечте – постановке «Фауста». Чабукиани хотел, чтобы ему сделали транскрипцию оперы Гуно, он полностью «видел» этот балет, мысленно, в воображении поставил его. Думаю, мы потеряли один из лучших спектаклей этого выдающегося хореографа. Вахтанг Михайлович рассказывал мне о своем замысле, идее. Он представлял классический балет в соединении с культурой хиппи. У Чабукиани получился бы потрясающий Мефистофель, интересна была бы вся любовная сторона...
Отдельная страница творчества Вахтанга Чабукиани – ленинградский период. До Великой Отечественной войны артист более десяти лет работал на сцене Кировского театра.
- Все говорили: кто не видел Вахтанга на сцене Мариинки, тот не знает, что такое мужской танец, - рассказывает Автандил Данелия. - Чабукиани – это мощнейшая энергетика! Он был действительно уникальный артист. Бог дал ему все – поразительное по красоте тело и высочайшую технику. Он блистал в Петербурге вместе с великими Алексеем Ермолаевым и Константином Сергеевым – кстати, все трое родились в феврале!
В 1934 году Чабукиани выступает в нью-йоркском «Carnegie Hall» вместе с Татьяной Вечесловой. Это был триумф русского балета! Мог остаться за рубежом, как поступили многие другие. Но не поддался соблазну┘ Говорят, Киров, который был тогда первым секретарем Ленинградского обкома партии, попросил у Чабукиани расписку, в которой тот обещал, что не останется за кордоном. Но, думаю, он все равно вернулся бы в Союз!
Как отметил А. Данелия, в знаменательном 1910 году Вацлав Нижинский, Анна Павлова и Тамара Карсавина прославили на весь мир русский балет. И в том же 1910-м, по мистическому совпадению, родились новые гении танца, среди них – Галина Уланова, Алексей Ермолаев, Константин Сергеев, Фея Балабина, Татьяна Вечеслова, Вахтанг Чабукиани. Поэтому программа и называется «Вахтанг Чабукиани и его созвездие». Век романтический, лирический уступил в балете место веку драматическому, трагическому.
- От знаменитых Русских сезонов Сергея Дягилева сохранилось, увы, совсем не много документальных кадров. Но, к счастью, у меня есть весь документальный материал, связанный с выдающимися именами следующего поколения. Мы начали наш проект «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» с вечера памяти Галины Улановой, которую называли «великой немой»... В «Эсмеральде», других балетах ее партнером был Чабукиани. Мне запомнилось, как однажды на концерте Святослава Рихтера, состоявшемся в большом зале Московской государственной консерватории, Галина Сергеевна рассказала, как на этой сцене вместе с Чабукиани танцевала тот самый номер на музыку Шумана – в постановке Вахтанга Михайловича┘
После вечера, посвященного Галине Улановой, в том же музее Вахтанга Чабукиани отметили столетие Нино Рамишвили, создавшей вместе с Илико Сухишвили «восьмое чудо света» - знаменитый ансамбль - и поднявшей уровень народного танца до высот великого искусства. Как Галина Уланова - классический балет. Интересно, что Вахтанг Чабукиани и Нино Рамишвили – воспитанники знаменитой тифлисской балетной студии Марии Перини.
В рамках программы «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» отпраздновали и 90-летие легендарной студии Перини – она находилась в старинном здании, где сегодня располагается Академия художеств Грузии. Дотанцевав до пенсионного возраста на сцене Тбилисского оперного театра, итальянская прима-балерина Мария Перини открыла в Тбилиси студию классического танца, в которой учился совсем еще юный Вахтанг Чабукиани. Позднее он вспоминал Перини: «Она отличалась большой человеческой теплотой и добротой, и поэтому в каждом из ее учеников живет теплая память о ней».
Постановщиком танцев на первом концерте балетной студии Марии Перини был именно В. Чабукиани. Кроме него, студию посещали впоследствии прославившиеся на разных поприщах - Солико Вирсаладзе, Илико Сухишивили, Дмитрий Алексидзе, Вахтанг Вронский (Надирадзе), Мария Бауэр, Ляля Чикваидзе, Лили Гварамадзе, Котэ Махарадзе...
Авторы проекта «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» собираются вспомнить в нынешнем году всех выдающихся танцовщиков мира – от Вацлава Нижинского до Ники Цискаридзе, а также всех замечательных партнерш Чабукиани. Это Наталья Дудинская, Фея Балабина, Елена Чикваидзе, Вера Цигнадзе, Ивет Шовире, Татьяна Вечеслова, Раиса Стручкова, Майя Плисецкая┘ Чабукиани не только танцевал с Майей Михайловной в «Дон-Кихоте» Минкуса, но и поставил для нее в Большом театре «Лауренсию». Еще одна звезда - Нина Тимофеева неоднократно приезжала в Тбилиси и танцевала «Лауренсию». А особенно ценил Вахтанг Михайлович Марину Семенову┘
По мысли организаторов, через год программа «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» должна завершиться в Carnegie Hall, что тоже символично – ведь именно на этой сцене более семи десятилетий назад произошло покорение Америки Татьяной Вечесловой и Вахтангом Чабукиани.