Ударные – один из самых любимых инструментов современных композиторов.
Фото Федора Софронова
Французская певица Донасьен Мишель-Данзак стала открытием второго дня фестиваля современной музыки «Московский форум». Овации, которыми благодарила ее публика скромного по размерам Рахманиновского зала консерватории, могли бы конкурировать с теми, что звучали по соседству, – в Большом зале в этот день пела Анна Нетребко.
За час до начала концерта Донасьен Мишель-Данзак просит ее не беспокоить – она настраивается. Она тактично просит организаторов не пускать в зал опоздавших, а слушателей – уже со сцены – отключить телефоны: «И мне, и вам нужна концентрация». Такое отношение, честно говоря, подкупает.
Донасьен Мишель-Данзак исполняет пьесу французского композитора Жоржа Апергиза «Речитации» для сопрано соло. Понятно, для чего ей нужна концентрация – добрых 40 минут она будет находиться один на один и с партитурой, и с залом. Слушатели, затаив дыхание, следят за фантастической виртуозностью певицы – она в одиночку блестяще справляется с музыкальной тканью, которую мог бы исполнить, скажем, квартет или даже ансамбль. Каждая из речитаций – один из образов женщины (а все сочинение, как говорят, ее портрет) – передается музыкальными и фонетическими средствами с поразительной точностью. Не надо знать французский, для композитора важнее не сам текст, а его звучание, вот им и нужно наслаждаться. И вообще, слова «звук» и «звучание» (и практически научный подход к этим феноменам), пожалуй, коренные в новейшей французской музыке, которой, кстати, и посвящен нынешний фестиваль. «Французов отличает честная и профессиональная работа с самим материалом┘ И главным для них является звук», – говорит художественный руководитель фестиваля Владимир Тарнопольский.
Если быть точнее, «Московский форум-2010» называется «Франкофония» и проходит, нетрудно догадаться, в рамках перекрестного года Россия–Франция. Этот перекресток и определяет лицо программы, в которой наблюдается вековой срез франко-русских отношений. Стравинский и композиторы разных эмиграционных волн – Вышнеградский, Обухов, Волконский, Лурье; Пьер Булез и его младшие современники; наконец, самые «свежие» российские композиторы – те, на кого можно уже сегодня сделать ставку. Один из них – Николай Хруст, кстати, провел около месяца в резиденции двух французских электронных центров: CIRM (Ницца) и GRAME (Лион) и по их заказу написал пьесу Fluting point («Плавающая запятая»), ее вчера исполнил французский Ensemble Orchestral Contemporain под управлением Даниэля Кавки – один из участников фестиваля. Николай делится впечатлениями от пребывания во Франции: «┘Там великолепное оборудование, аппаратура, там есть даже старые аналоговые синтезаторы – потрясающий микрофонный парк┘ Я работаю в нашей электронной студии, но она не может обеспечить такого уровня, у нас даже тон-зала нет» (тон-зал – специально оборудованное помещение, где можно проводить эксперименты с записью звука. – «НГ»).
Здесь вновь встает проблема, которая волнует адептов современной музыки, – назовем ее мягко недостатком должного внимания. В то время как даже в Москве, скажем, нет полноценной студии, во Франции их – семь, с центром в знаменитом IRCAM, созданном 30 лет назад. Между прочим, площадь перед IRCAM (а он, к слову – часть знаменитого Центра современного искусства Жоржа Помпиду) носит имя Игоря Стравинского┘ Когда-то русские подпитывали и вдохновляли европейское искусство, сегодня же проигрывают практически во всем, за исключением таланта, наверное.
Но вернемся же к «Франкофонии». Сегодня в Рахманиновском зале консерватории вновь выступает Ensemble Orchestral Contemporain, и Донасьен Мишель-Данзак исполнит сочинение Филиппа Леру Voix (R)ex, написанное, кстати, специально для нее. В пятницу – эксклюзив: новейшая французская музыка для ударных и электроники (то, что можно услышать только здесь и только сейчас), в субботу, на закрытии фестиваля, – немой фильм Жана Виго «К вопросу о Ницце» (1930) с музыкой Франсуа Париса в исполнении ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова.
Кстати, вход на все концерты бесплатный. И, надо сказать, фестиваль пользуется большим успехом: заняты не только знаменитые подоконники Рахманиновского зала, но и по периметру стоит публика.