0
2388
Газета Культура Интернет-версия

18.03.2010 00:00:00

Гоголь любит гоголь-моголь!

Тэги: таганка, театр, премьера, гоголь, любимов


Что любит Гоголь, а чего боится? Как гнетет его чувство вины? Мы пристально вглядываемся в него, как в своего современника, на спектакле «Арабески» в Театре на Таганке. В который раз Юрий Любимов высказывается о природе гениальности языком театра.

Судьбы творцов в России так схожи! Смотришь спектакль о Гоголе, а вспоминаются факты биографии постановщика Юрия Любимова. Избитые слова о трудной судьбе художника обретают смысл и реальное наполнение. Та же конфронтация и поиски мирного сосуществования. Та же трудная попытка стать «человеком мира» – очарования и огорчения на этом пути. «Италия, отчизна моего вдохновения!» – горестно воскликнет актер, исполняющий роль Гоголя. Каково это – жить на две отчизны? Каково это – просить у главы государства финансовой помощи, смирив гордыню? Каково это – радоваться Родине, встречающей тебя нищетой и разрухой, то есть буквально антисанитарией – тараканами?

Режиссер Юрий Любимов, когда-то выпустивший «Ревизскую сказку», ставит на этот раз всего Гоголя. В легендарных спектаклях «Товарищ, верь┘» на сцену выходило сразу пять Пушкиных, в «Послушайте!» – пять Маяковских. В «Арабесках» всего три Гоголя! Можно пошутить, что круг сужается. Вероятно, феномен гениальности стал режиссеру очевиднее – божий дар и одновременно крест. Любопытная вещь: несколько актеров играют одну великую личность. Возможно, причина – отсутствие конгениальной личности в актерской труппе, шире – в актерском сообществе столицы. Может быть, это скрытая тоска по актеру такого масштаба?

Режиссер показывает нам многоликого Гоголя. Вот звучит эпизод самого стыдного поступка из детства – маленький Коля испугался кошки и утопил ее, из-за чего потом страдал. Трагический период жизни, связанный с гоголевскими «Выбранными местами из переписки с друзьями» в спектакле решен с намеком на античную трагедию. Тема Рока выходит на первый план. И еще любопытный факт: рассказывают о фантастически дерзкой мечте Гоголя, выдающей мышление зрелого гения, – построить в Москве храм, куда ходили бы люди разных вероисповеданий. Любопытны рассуждения режиссера о том, как вписывался самобытный талант писателя в пространство европейской культуры. Использован сюжет рассказа Анны Зегерс «Встреча в пути»: она смоделировала встречу Гоголя с Гофманом и Кафкой в европейском кафе. Вот и в спектакле три гения разных эпох запросто беседуют о сущности фантастического реализма, о многом другом, в том числе и о критике. Вообще тема взаимоотношений творца и критической мысли – самая повторяемая и больная в этом спектакле. Почему? Наверное, потому, что критики имеют обыкновение приписывать себе позицию большинства, то есть общества, узурпируя власть. А это порой несправедливо. В спектакле образы критиков представлены в виде бездушных белых марионеток. Сколько за этим личной горечи и обиды режиссера – и не только за Гоголя!

Интересно наблюдать, как судьба Гоголя аукается с судьбой Пушкина, первого поэта России. Важную смысловую нагрузку в спектакле несет посмертная маска Пушкина, которая практически весь спектакль не исчезает со сцены. Сколько смысла заложено в этой мгновенной фиксации мимики гения в момент расставания духа с телом! Не в этой ли полуулыбке заложено последнее тайное знание о жизни?

Вообще в этом спектакле важное место отведено разговору о смерти как о тонкой грани между бытием и небытием. Похоже, именно Гоголь с его мировоззрением, не зашоренным реализмом, что-то такое особенное знал о смерти. Не об этом ли его повесть «Старосветские помещики»? Фрагмент из этой повести – самый сильный эпизод в спектакле. Парадоксален выбор артистов. История разыграна Любовью Селютиной и Александром Трофимовым – актерами с репутацией мастеров трагического жанра. Пульхерия Ивановна отдает распоряжения по хозяйству. Вот ее последняя воля: завещает супругу перешить ее платье себе на халат. Далее – угасание Афанасия Ивановича как логическое продолжение смерти жены. Наверное, в этом и есть стиль «Таганки», чтобы на словах о домашнем халате, о рыжиках, о «кушанье» вдруг открывается истинное понимание сильной любви – одновременно с подступившими слезами.

Музыка Альфреда Шнитке дает всему особую перспективу. Художник Юрий Чарышников свободно импровизирует на темы персонажей Гоголя. На легкой ширме нарисован грустный Пьеро с расширенными от ужаса глазами полусумасшедшего. Вероятно, сойти с ума – это побочный эффект прозрения, то есть нестандартно глубокого знания о жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1319
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2165
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1327
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1389

Другие новости