0
973
Газета Культура Интернет-версия

15.03.2010 00:00:00

Еще раз про любовь. Без сентиментальности.

Тэги: театр, премьера


В Москве прошли гастроли пермского театра «У Моста». В программе – трилогия по пьесам популярного ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана», «Красавица из Линэна» и «Череп из Коннемары» в режиссуре художественного руководителя театра Сергея Федотова. «Калека с Инишмана» выдвинут в этом году на «Золотую маску» в 3-х номинациях: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера – Сергей Федотов, лучшая мужская роль – Иван Маленьких.

Идея Сергея Федотова создать первый в мире мистический театр, очевидно, диктует не столько выбор репертуара, сколько угол зрения на драматургию. Есть ли мистика в произведениях Мартина МакДонаха? Быть может, правильное понимание человеческой судьбы всегда немного мистично, так как предполагает тайну прикосновения к замыслу всевышнего? Впрочем, спектакли Федотова не предполагают пафоса, ведь они очень насыщены бытом. Даже реквизит для спектакля «Калека┘» был частично привезен с того самого пресловутого острова Инишман. Вот ведь куда завел пытливый ум! Но магия правды все равно лежит в области правды чувств.

Пожалуй, сквозной темой этого спектакля является разговор об испытании провинцией. Что переживает человек в забытой богом глуши? Как быть, если природа наделила его в равной степени амбициями и невозможностью их реализовать? Провинциал, да еще и калека. Как говорится, каждый несет тот крест, который осилит.

Василий Скиданов играет своего Билли по прозвищу Калека достаточно натуралистично. Руки и ноги соединены кожаными ремнями. Он весь как сломанная кукла. Чем ущербнее тело, тем больше мечтаний – это очень верно подмечено. Ему предстоит жить вопреки обстоятельствам, преодолевать убогие границы своей телесной оболочки в стремлении реализовать свое предназначение. А жизни отмерено так мало! И надо не упустить свой единственный шанс – на остров приезжают американцы снимать кино. Важно пройти кастинг. Тема для трагического жанра, хотя и обозначено в программке: ирландская комедия. Особенно трагично, что пройдя кастинг, Билли надо справиться с разочарованием – кинематографисты выплевывают его персону, как косточку вишни, за ненадобностью. И вновь – возвращение на остров, где все тычут в больное место, называя обидным прозвищем.

Иван Маленьких играет роль Джоннипатинмайка – местного ньюсмейкера, сплетника, человека с дурной репутацией, но с добрым сердцем. Это раскрывается лишь в финале. Расхождение видимости и сущности – это ли не мистика? Та канва, по которой актер вышивает узоры психологических нюансов.

В этом спектакле трудно назвать лидера, актера, который приковывает к себе внимание – все играют ровно. Разве что низкий тембр голоса Марины Шиловой заставляет острее прочувствовать трагическую «подкладку» этой комедии, завершающейся смертью Билли. Она вообще владеет редким искусством точной речевой характеристики.

Что характерно – и старуху в «Калеке┘» и эту достаточно молодую женщину в спектакле «Красавица из Линэна» актриса играет очень убедительно – за счет внутренней пластичности.

История очень узнаваемая и пронзительно-драматичная. Пожилая мать заедает век своей стареющей дочери. Та, хоть и злословит, но по-настоящему заботится о матери. Сороколетняя героиня в поисках личного счастья. Наступает момент выбора, когда именно это счастье поставлено на карту. И женщина выбирает любимого мужчину, семью, а не заботу о матери. МакДонах выстроил потрясающие диалоги – образец того, как можно рассказать о любви через ненависть, и наоборот. В психологии это называется амбивалентными чувствами. Автор выталкивает эту историю из психологической драмы в сюрреализм. Мы, зрители, равно как и главная героиня, вдруг теряем контакты с реальностью. Звал ли ее любимый замуж или это плод больного воображения не совсем здоровой женщины? Героиня тронулась умом под натиском суровых испытаний. Что и говорить, в пьесах МакДонаха реальность – очень специфическая категория. Она неоднозначна, имея зыбкие границы. Жизнь похожа на бред и наоборот. Та самая мистика, которую так жадно ищет режиссер.

Дуэт двух актеров Марины Шиловой и Ивана Маленьких – можно назвать идеальным попаданием в стилистику автора. О каждой детали роли в этом дуэте хочется говорить подробно и с любовью. Как точно «работает» грим актрисы. Это мейк-ап женщины вамп или это начало безумия? Может быть, сумасшествие начинается именно так: теряется чувство меры в декоративной косметике? Это внутренняя раскованность или первые шаги к дурдому? Одна деталь – и уже не нужно ничего педалировать в актерских красках. Высокий класс.

А с какой естественностью актер, играющий мать-старуху, носит накладной женский бюст, как элегантно поправляет прическу. Нет ничего от вульгарного травестирования, так распространенного сегодня в театре. Все очень скупо, точно, все – ради создания образа пожилой женщины, а не для пошлого комикования. Поистине, это одна из лучших ролей большого артиста Ивана Маленьких.

Актер Василий Скиданов в небольшой роли Рэя Дули совершенно замечательно передает это трогательное стремление провинциала к имиджу городского денди, это ныряние из вульгарности в светскость и обратно. Точный и уморительный штрих к образу. Владимир Ильин в роли незадачливого жениха тоже очень запоминаем. Точно найдена эта неуверенность в себе провинциала, которого подкосила борьба за выживание в городе. Этот спектакль на четверых актеров – на редкость гармоничен. Он объединяет актеров равного масштаба и схожей актерской школы.

«Череп из Коннемары» – история еще более запутанная, мистическая, страшноватая. В памяти так и стоит финальная сцена – Мик Дауд (актер Иван Маленьких) прижимается щекой к черепу своей умершей жены. Этот череп он же сам достал из могилы по причине полицейского расследования. Как нежен герой в этой любовной сцене! Вот это любовь┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1342
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2208
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1346
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1411

Другие новости