Премия Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона», отмечающая московские премьеры, вручалась на этой неделе уже в седьмой раз. Любопытно, что некоторые спектакли–лауреаты этого года в списках «Золотой маски» отсутствуют даже как номинанты.
Как и «Золотая маска», «Гвоздь сезона» имеет многоступенчатую систему отбора: сперва выбирают эксперты, за ними – жюри. Но в «Гвозде┘» награждают только спектакли, итоговый список, в котором пять спектаклей, – это список лауреатов, но из них в конце концов жюри выбирает главного гвозденосца. В списке номинантов нынешней «Золотой маски», увы, в этот раз не будет ни «Детей солнца» Малого театра, ни «Времен┘ года┘» Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой, каждый из которых в театральном центре «На Страстном» получил по «Гвоздю». По версии «Гвоздя сезона», «Дети солнца» стали и самым лучшим, то есть гвоздевым, спектаклем минувшего театрального сезона.
Уже не первый год церемонию отдают на откуп режиссеру Константину Богомолову. Он, надо признать, обладает редким умением шутить грозно, то есть остро, на грани. Так, что в прежние годы, случалось, после очередной порции юмора лауреаты медлили в нерешительности, не зная – то ли обижаться, то ли идти получать награду. В этот раз, балансируя на тонкой этой грани, Богомолов, который одновременно и вел церемонию вместе с актером Вахтанговского театра Сергеем Епишевым, в итоге прошел, если можно так сказать, не задев ни одной опоры. Хотя шутили напропалую, не жалея ни театральных деятелей, ни политических. К примеру, фрагмент из «Аватара» – тот, где герой впервые влезает в новую «шкуру», – был показан для демонстрации политических событий недавней нашей истории: вот – последние минуты президентства Путина и первые – президентства Медведева. И тут, и в других случаях капустник Богомолова, их блестящий парный конферанс напомнил – тем, конечно, кто еще помнит, – лучшие вечера в Доме актера, где не жалели ни своих, ни чужих и не знали запретных тем. Шутили и про «Единую Россию», и про РПЦ, и даже про Александра Калягина.
Сидя (или – стоя, бродя по сцене) в белых махровых халатах, ведущие сочетали пафос с иронией. Пока Епишев превозносил выдающиеся успехи Театра наций, спектакля-лауреата «Рассказы Шукшина» и лично Евгения Витальевича Миронова, Богомолов «снаряжал» – иначе не скажешь – чай для товарища. «Тебе сахар положить?» – с домашней интонацией спрашивал он. «Сладко – не горько, клади, не жалей», – и чем выше забирался пафос поздравления, тем больше сахара высыпалось на стол, в итоге похоронив под собой чашку с заваркой. После чего три килограмма сахара накрыли сверху еще и баночкой меда┘ Миронов на церемонию прийти не смог, но, думается, его, человека с юмором, это бы нисколько не обидело, как не обиделась Камбурова, когда перед тем, как вызвать ее и ее Театр музыки и поэзии на сцену, Богомолов прочитал стихи Вознесенского: «Уважьте пальцы пирогом, в солонку курицу макая, но умоляю об одном – не трожьте музыку руками!»
Еще два лауреата нынешней награды – мюзикл «Продюсеры» театра Et Cetera, балет «В лесу» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.