Юрий Башмет – посол города Сочи.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Юрий Башмет и его музыканты прилетели в Сочи из Ванкувера – там они открывали культурную программу в рамках недели Сочи на Белой Олимпиаде. Перед отъездом из Ванкувера в разговоре с местными журналистами Башмет пошутил: дескать, Олимпиаду мы вам пока оставляем, а вот культуру увозим. В Сочи, естественно.
В третий раз Зимний театр принимает фестиваль Юрия Башмета. Событие это здесь не столько культурное, сколько культурно-политическое. Слишком все завязано на Сочи-2014. В своем приветственном слове мэр говорит только об этом, сам Башмет не пропускает олимпийской темы. Наконец, он выходит в толстовке со знакомой символикой с надписью Sochi-2014, и партер заходится в дружественных овациях. Спрашиваю свою соседку по ложе, сочинскую журналистку, неужели все на самом деле так активно приветствуют этот проект. «Ну, конечно же, нет, что ты. Отношение крайне негативное». – «Почему?» – «Понимаешь, нам с детства внушали, что Сочи – город-курорт с уникальной природой. Десятилетиями здесь создавались природные заповедные зоны, охранялись редкие животные. Скоро всего этого не будет. Экологи не в состоянии сопротивляться. Про урбанизацию я вообще молчу, ты же видишь количество строек». – «А успеют? Столько объектов надо возвести, не говоря уже о дорогах и инфраструктуре». – «Успеют. Здесь все растет как грибы после дождя. К сожалению». А почему же партер так радостно хлопает? Могла бы и не спрашивать, ответ очевиден: здесь места для администрации.
Впрочем, отвлекшись на собственно музыкальную составляющую фестиваля, нельзя не отметить ее многоликость. Во-первых, это количество больших имен, а во-вторых – жанровое разнообразие. На открытии, например, с ансамблем «Солисты Москвы» и маэстро Башметом играли Олег Майзенберг и Валим Репин. Нельзя сказать, что их выступление было удачным, скорее, оно соответствовало русской поговорке «первый блин комом». Вероятно, сам факт присутствия таких громких имен в сочинской афише – уже событие. Следующие несколько дней порадовали куда больше. Нино Катамадзе, страстно влюбленная в окружающий мир и свое искусство, отработала на одном дыхании большую программу. Кажется, что она настолько погружена в себя, что совершенно вырвана из контекста. «Ванкувер? А где это?» – спрашивает она. Ее волнует только язык музыки и любви, которым она заразила даже Башмета: маэстро сам садится за рояль, и слушатель становится свидетелем потрясающего джазового дуэта. Другим вечером взгляды зрителей были прикованы к бесподобной Ульяне Лопаткиной: она танцевала здесь самые яркие танцы из своего репертуара – был и «Умирающий лебедь», и «Гибель розы», и Кармен. Затем Константин Хабенский принимал участие в исполнении цикла «Семь слов Христа на Кресте» Гайдна, Алексей Рыбников представил свою знаменитую рок-оперу «Юнона» и «Авось», молодые музыканты – скрипачка Алена Баева, пианисты Борис Спасский и Ксения Башмет, виолончелист Александр Бузлов и другие – исполнили несколько премьерных сочинений, в том числе Секстет Кшиштофа Пендерецкого. Сам польский классик заболел и не смог прибыть в Сочи, хотя его здесь очень ждали.
Сочи–Москва