Февраль в Вашингтоне ознаменовался не только мощнейшими снегопадами – рекордными по продолжительности и количеству выпавших осадков в истории этого города, но и знаменательным событием в культурной жизни американской столицы – гастролями двух ведущих театров России, представляющих две школы русского балета: Мариинского и Большого – и выступавших на сцене Кеннеди-центра.
Несмотря на предупреждения о снежной буре над городом, зал Кеннеди-центра оказался полон. На этот раз в Вашингтон Мариинский театр привез балет-сказку «Спящая красавица». Отзывы о премьере русского балета были самыми восторженными со стороны как местных критиков, так и зрителей. Столичная газета «Вашингтон пост» отметила в первую очередь неповторимый образ принцессы Авроры, созданный примой-балериной Мариинского театра Дианой Вишневой. В чем же секрет этого образа? По мнению американских критиков, вся красота этой роли состоит в том, что Вишневой удалось своим неповторимым танцем показать зрителю принцессу в процессе человеческого совершенства – от маленькой девочки до девушки-невесты.
В антракте премьеры Мариинского балета многие американцы, вдохновленные этим спектаклем, устроили массовое обсуждение исполнителей и высокого мастерства балетной школы Мариинского театра, потрясающих по красоте декораций и дирижерского искусства Алексея Репникова. «Мы с дочкой сегодня посетили прекрасный и удивительный мир сказки, – сказала мне учительница одной из начальных школ Вашингтона Линда Карп. – У нас в Америке есть рождественская традиция ходить на балет «Щелкунчик». Но если бы под Новый год у американских зрителей была возможность посмотреть такой балет-сказку, как «Спящая красавица», то для многих ценителей балета это было бы настоящим рождественским подарком».
А спустя неделю на сцене Кеннеди-центра выступал уже балет Большого театра с балетом «Спартак». В последний раз театр выступал с этим спектаклем в Америке 27 лет назад, и тогда главные роли в нем исполняли Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Нет ничего удивительного в том, что американские поклонники балета Большого, влюбленные в этот спектакль, приехали в Вашингтон с разных концов Америки. И премьера балета «Спартак» в Вашингтоне выдалась грандиозной, не оставив равнодушными ни зрителей, ни критиков. Так, Иван Васильев, исполнивший роль Спартака, просто покорил американскую публику своим неповторимым танцем. Как писали американские балетные критики, образ Спартака, созданный Васильевым, – это герой, который борется за свою свободу и завораживает всех вокруг своей энергетикой и драматизмом. Еще одним сюрпризом этой премьеры Большого в Вашингтоне стало появление на спектакле создателя балета «Спартак» Юрия Григоровича. Американские поклонники балета давно хорошо знают этого выдающегося российского балетмейстера и хореографа, поэтому неудивительно, что еще до окончания спектакля, когда Юрий Григорович был под несмолкающие аплодисменты приглашен на сцену, многие американцы подходили к нему с просьбой об автографе.
В целом же, как отмечали американские знатоки и специалисты балета, прошедшие в Вашингтоне спектакли из России дали им возможность увидеть две столь различные школы балета – Мариинскую, воплощающую лиризм и традиционную русскую балетную школу, и школу балета Большого театра, для которой характерен насыщенный драматизм.
Вашингтон