Портрет Ольги в кресле. 1918.
Copyright Succession Picasso 2010, Copyright RMN
Парижский Национальный музей Пикассо закрыли на реконструкцию. Часть собрания превратили в передвижную выставку. Она теперь в рамках Года России во Франции и Года Франции в России-2010 доехала до Москвы, до Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Вот цифры, которые должны порадовать: 240 экспонатов, включая 88 картин, 30 скульптур и картин-рельефов, графику, керамику и фото, дополненные ранними работами из ГМИИ. Открывшись 26 февраля, выставка продлится до 23 мая.
В определенном смысле выставка – это целый город обнаженных. Пикассовских, ни на кого не похожих женщин – напоминающих то гаечные ключи в работе, то зашевелившихся истуканов с непроясненной анатомией, но бесконечно гибких, с грубой экспрессией и одновременно необъяснимой беззащитностью. А еще это ода обнаженным нервам, заставляющим «выкатываться» оба глаза на один профиль, делающим из «Акробата» паукообразное существо с растущими из рук ногами┘
Говоря о Пикассо, рассуждают о форме – но, видя оригиналы, лишний раз убеждаешься, каким он был отменным колористом. Настоящим колористом-эстетом – и в строгих вещах голубого периода, и много позже, когда в 1930-х писал в серо-бежевой гамме. А еще, и это уже про форму, изображая что-то, он не смотрел на предмет, а думал о нем и о пространстве. И вот Сакре-Кёр времени, которое теперь знают как аналитический кубизм, так удивительно хрупко то ли распадается, то ли собирается на белом холсте из чуть подкрашенных дробящихся плоскостей. Вот кубистическая «Гитара. Я люблю Еву», эдакая «гитарообразная вещь со спутанной паутиной струн». Дальше – картины-рельефы с теми же гитарами да в придачу со скрипками, которые мастерят из листовой жести, а еще сюрреалистическая женская головка (была ведь даже специальная тема в искусстве – Пикассо продолжил) – из сита и пружин. Впрочем, кому-то куда ближе покажется портрет его жены, дягилевской балерины Ольги Хохловой, написанный в энгровском духе – с понятной, красивой мраморной холодностью.
А потом появится знаменитая бронзовая коза 50-го года рождения, что «паслась» в саду пикассовской виллы «Калифорния», неповторимая в своей упрямой разлапистости. Теперь она в Белом зале ГМИИ, а за ней без экрана, прямо на стену экседры проецируется фильм Анри Клузо «Тайна Пикассо» – и кажется, будто он пишет не там, на пленке, а прямо здесь, перед нами на этой стене. К слову, показывать этот фильм сейчас – значит пытаться исправить историческую ошибку: кажется, в еще 56-м у нас от фильма отказались, чем Пикассо оскорбили.
Пикассо и его опыты. Пикассо и его женщины (вот, скажем, портрет Мари-Терез, а вот Жаклин – одна повесится в 77-м году, другая застрелится в 86-м накануне открытия выставки Пикассо в Мадриде). Пикассо и война, и страхи. Из разных «пикассо» в Пушкинском сделали добротную экспозицию, без хитросплетенных кураторских задумок просто толкуя о том, что и когда. Экспериментировать не стали. Впрочем, состязаться в этом деле с Пикассо все равно было бы бессмысленно.