Рука указующая.
Из коллекции Елены Зениной
Галеристка Елена Зенина представила около 50 оригинал-макетов военных агитплакатов и фронтовые фотографии 1943–1945 годов из архива своего отца, летчика-штурмовика Александра Зенина. Самое интересное здесь – судьба собрания, как оно появилось и куда попадет потом.
«Темная ночь, только пули свистят по степи┘» – аккордеонист не без печального задора пел военные песни, перемещаясь по залу. Гостей потчевали из алюминиевых кружек и угощали хлебом с салом. Антресольный зал ЦДХ поделен надвое фотографиями и плакатами «Окон ТАСС». На старых снимках – путь Александра Зенина от фронтовых будней до вручения Звезды Героя. Летчик-штурмовик еще в войну дважды мог получить звание Героя Советского Союза, но так сложилось, что Звезду Героя России ему вручили только полвека спустя – вот на фотографии 1994 год, Кремль и Борис Ельцин. Зенин, как рассказала его дочь, стал одним из первых Героев России с наградой под номером 49.
Собрание плакатов, среди которых встречаются разные образцы – и посвященные освобождению Ростова, и очень бытовые, обращенные к тылу («Знай, полушубок, ладно сшитый – бойцу от холода защита»), – попало к Зениной неожиданно. «Эти плакаты были приобретены мною на Измайловском вернисаже в начале 90-х годов случайно – тогда они были никому не нужны», – говорит она. Показанные работы вышли из ленинградского отделения «Окон ТАСС», которое открылось 24 июня 1941 года и выставляло свои серии на Невском – в витринах бывшего Елисеевского магазина. Среди авторов – один из организаторов ленинградского отделения «Окон ТАСС» Виктор Слыщенко. Или, например, Николай Кочергин, занявшийся плакатом еще в Гражданскую войну, который также работал и как книжный иллюстратор, и как театральный художник. Пока эта графика, без подписей-пояснений, как бы вырванная из контекста, выглядит несколько сиротливо. Но Елена Зенина собирается передать коллекцию в музейные руки – возможно, тогда займутся ее изучением.
Но прежде выставке устроят вояж. Зенина хотела бы показать ее в 2010-м в разных городах, в частности, в городах Подмосковья, например, в Дмитрове и в Подольске, «где располагается военный архив и где, собственно говоря, нашли материалы моего отца», – пояснила она. Что же касается выбора будущего владельца собрания, то главное условие передачи – чтобы собрание осталось целостным и чтобы хотя бы на какое-то время оно было выставлено для зрителей. По словам Елены Зениной, многие музеи заинтересованы в этой коллекции – какие, она предпочла пока не называть. Как стало известно «НГ», среди претендентов на коллекцию числится Исторический музей. В собрании которого, кстати, ленинградских «Окон ТАСС» еще нет.