«Пиковая дама» на казанской сцене.
Фото предоставлено организаторами фестиваля
Двумя грандиозными гала-концертами завершился XXVIII Международный оперный фестиваль имени Шаляпина в Казани. На сцене Театра оперы и балета прошли лучшие постановки последних сезонов, в которых приняли участие несколько десятков солистов из российских и зарубежных театров.
Шаляпинский фестиваль – пожалуй, один из немногих, кому удалось преодолеть сложные годы распада Советского Союза, сконцентрироваться в «лихие» 90-е, чтобы дать форуму шанс в 2000-х. Причина, возможно, лежит на поверхности – фестиваль придумал и организовал в 1982 году новый директор театра Рафауль Мухаметзянов, и, конечно, бессменный руководитель театра сделал все, чтобы его детище выжило. И при этом сохранило основные тенденции, возможно, с географической разницей – в первые годы здесь пели выдающиеся советские певцы, в последние к ним прибавились западные коллеги. Изменялся соответственно и статус – уже в начале 90-х всероссийский фестиваль стал международным. Последних нередко худрук театра Гюзель Хайбулина, как редкий коллекционер, мотаясь по всему миру в поисках реликвии, выискивает на разных мировых сценах. Она, скажем, специально поехала в Европу послушать Михаила Агафонова (он работает в оперном театре Мангейма) и пригласила его спеть Германа и Самозванца. «На некоторых уходят годы, – говорит Гюзель, – в этот раз приедет Алессандро Сафина (итальянский тенор, работающий в смежных с академическим жанрах. – «НГ»), это семь лет моей жизни».
Афиша этого фестиваля отражает в целом творческий стиль театра. Казанский оперный театр, пожалуй, один из немногих, если не единственный российский театр, который приблизился к западной кадровой системе: минимум солистов «на трудовой» – максимум приглашенных на конкретные постановки, так что и в течение сезона у театра есть возможность не ограничиваться составом труппы и добиваться нужного качества исполнения. При этом руководство театра позволяет себе быть консервативным в выборе репертуара: по крайней мере в фестивальной афише мы читаем только самые популярные у публики названия – «Мадам Баттерфляй» и «Богема» Пуччини, «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» и «Аида» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского.
Открылся фестиваль традиционно премьерой текущего сезона – оперой «Мадам Баттерфляй» в поэтичной постановке Михаила Панджавидзе, который, основываясь на исторических фактах, представил эту оперу глазами взрослого сына Чио-Чио-сан (реальный персонаж, как воспитанник двух культур, покончил жизнь самоубийством, не выдержав трагедии, произошедшей в Хиросиме и Нагасаки). В исполнительском составе – Сишенг И из Германии, Ахмед Агади из Мариинского театра, Андрей Бреус из «Новой оперы». Следующим вечером в концертном исполнении «Пиковой дамы» на сцене Казанского театра пели уже упомянутый Михаил Агафонов, Елена Поповская и Ирина Макарова из Москвы, Борис Стаценко (Немецкая опера на Рейне), Сергей Ковнир из Национальной оперы Украины. В «Богеме» солировала Хибла Герзмава, «Риголетто» – Альбина Шагимуратова, в «Аиде» – Млада Худолей, в «Травиате» – Мельба Рамос из Вены, в «Волшебной флейте» – австрийский певец Марио Миура и Михаил Светлов-Крутиков из Нью-Йорка.
«Борис Годунов» шел 13 февраля и был, конечно, посвящен памяти Ирины Архиповой. Партию Марины Мнишек пела ученица Ирины Константиновны Ирина Макарова – а ведь совсем недавно, еще в январе, она же пела Любашу в опере «Царская невеста», что давал Большой театр в честь 85-летия великой певицы┘
Казань–Москва