0
857
Газета Культура Интернет-версия

25.02.2010 00:00:00

Что нам теперь делать с "Медведями"?

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Юрьевна Барабаш - обозреватель отдела культуры "НГ".

Тэги: кино, фестиваль, берлин


кино, фестиваль, берлин «Омедведенные» Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис.
Фото Reuters

Примерно так мы и ожидали. Ясно было, что Алексей Попогребский без награды не уедет, – слишком заметным был его отрыв по части симпатий у критиков и зрителей от остальных картин, чтобы остаться незамеченным. При этом так же ясно было, что «Золотого медведя» ему скорее всего не дадут: при всей необычайной привлекательности – и визуальной, и актерской, и психологической – он все же проигрывал многим конкурсным лентам по жесткости и неординарности режиссерской руки. Правда, учитывая любовь председателя жюри Вернера Херцога к подобным психологическим опытам на фоне суровой природы, мы таили надежду, что вдруг – ну а вдруг?! – расщедрятся на «золото».

Ну не расщедрились – ничего страшного. Три «Медведя» в двух номинациях – может, еще не триумф, но уже успех. А для оператора Павла Костомарова учредили в этот раз специальную номинацию – «За вклад в киноискусство». Это дорогого стоит. Плюс два «Серебряных медведя» в руках Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина за лучшую мужскую роль – итого три «Медведя» в двух номинациях. Очень неплохо.

Жюри Херцога признало лучшей картиной турецкий «Мед» Семиха Капланоглу – о мальчике-заике и его отце-пчеловоде. Размеренное, долгое, молчаливое и трогательное кино, которое, кажется, ни один «Золотой медведь», равно и как все золото мира, не смогло бы вывести из сонного полузабытья. Достойное, впрочем, кино, говорящее на хорошем киноязыке, но словно бы и не обязательное вовсе. Предыдущая работа режиссера называлась «Молоко», а было еще и «Яйцо»... Довольно внятное качественное акынство на тему взаимоотношений человека и природы.

Словно заранее отметая упреки в политизированности (что действительно стало неотъемлемой частью критики каждого Берлинского фестиваля), Херцог и его жюри умудрились не заметить очень сильный фильм недавней лауреатки «Золотого медведя» Ясмилы Жбанич «В пути» – о попытке возвращения вполне светского человека к исламу. По непонятной причине обошли замечательную датскую «Семью» Перниллы Фишер Кристенсен, не заметили норвежского фильма «Как бы джентльмен» Ханса Петера Моланда. Впрочем, так всегда бывает – не могут все остаться довольны, «Медведей» не хватит. Зато не поскупились на награды для румынского фильма «Захочу свистнуть – свистну» (Гран-при и приз Альфреда Бауэра, основателя Берлинале). Привечать румын становится уже доброй традицией, пока, впрочем, раздражения не вызывающей, – «новая румынская волна» ожидания оправдывает. Как и по-прежнему могучий профессионал Роман Полански, ставший обладателем «Медведя» за режиссуру из своего ужасного далека.

А теперь – о больном. Закончился фестиваль, развезли «Медведей» по странам и континентам. В Россию привезли аж трех. Да только что с ними теперь делать-то? Опять уже, в который раз, обласканные и захваленные, награжденные и полюбившиеся ТАМ, фильмы оказываются никому не нужными ЗДЕСЬ. Прокатную судьбу новой картины Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» предугадать нетрудно – так бездарно, как в России прокатывают некоммерческое кино, не прокатывают нигде – ни одной секунды не учитывая специальных правил проката арт-хауса. А теперь, после введения новой системы распределения господдержки, молодым нашим и талантливым придется о государственной помощи вообще забыть. (Правда, все авторские фильмы, созданные за последний год, снимались без госдотаций.) Новая система, предполагающая выделение денег семи студиям (впору придумать новый термин «семистудийщина» по аналогии с «семибанкирщиной»), призванным помогать «правильному ура-да-здравствует-родина!» кино, послужит той коленкой, что способна будет вытолкать наших режиссеров на Запад. В отличие от родных пенатов – там их ценят. Попогребский, скажем, уже намерен снимать следующий фильм совместно с Великобританией и в Великобритании. За Попогребского, конечно же, радостно, как и за Великобританию, но за Россию обидно. Тем более что совместная продукция в данном случае (да и многих других) никак не продиктована творческой необходимостью – исключительно соображениями финансового порядка, вызванными, в свою очередь, дремучей бездарностью государства.

Берлин–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
511
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2233
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1463
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1093

Другие новости