Леонардо Ди Каприо приехал в Берлин, чтобы представить новую ленту Скорсезе.
Фото Reuters
Когда-то замышлявшийся как смотр европейского кино Берлинале постепенно теряет эту направленность. Юбилейный Берлинский фестиваль торжественно открылся китайским фильмом, а груз основной интриги лежит пока на кино американском.
«Вместе-порознь» молодого китайского режиссера Вонга Цань-аня, показанный в первый день, словно задал общий темп и ритм – спокойно, обо всем понемножку, но о семейных-любовных ценностях – чуть поболее. И вот течет неспешная, но внутри очень напряженная история о почти воссоединившихся через 50 лет возлюбленных. Когда-то давно, во время гражданской войны, юноша бежал из Шанхая на Тайвань да так и остался там. Уже старик, вдовец, он вдруг решает вернуться в молодость. И даже увезти с собой возлюбленную. А возлюбленная уже седая старушка, и их общий сын немолод и лыс. Могла бы получиться симпатичная мелодрама, однако режиссер не позволяет себе окунуться в низкий жанр по самую макушку, и действие до конца фильма бодро шагает по самому краю мелодрамы, ни разу не соскользнув.
Цань-ань уже держал здесь статуэтку «Золотой медведь» за фильм «Свадьба Туи» о любовном треугольнике в глубинах Внутренней Монголии. Вообще медведеносцей здесь, невдалеке от Бранденбургских ворот, в этом году почти 20% от общего числа конкурсантов. Помимо молодого китайца это и его знаменитый соотечественник Чжан Имоу с картиной «Женщина. Пистолет и магазин китайской лапши», и боснийка Ясмила Жбанич с фильмом «В пути», и, наконец, швейцарский сиделец Роман Полански, премьеру фильма которого «Литературный негр» приехали представлять Пирс Броснан и Юэн Макгрегор. Полански-то пока и обеспечивает главную интригу Берлинале. Во-первых, как известно, заканчивать фильм ему пришлось под наблюдением швейцарской полиции и в электронном ошейнике. Во-вторых, столь явного антиамериканизма не ожидали даже от Полански, в силу известных причин не испытывающего нежности к Новому Свету. В фильме речь идет о бедствующем английском писателе (Юэн Макгрегор), согласившемся за более чем приличный гонорар обработать 600 страниц мемуаров бывшего премьер-министра Адама Ланга (Пирс Броснан). Не учел писатель только того, что предыдущий «писатель-призрак» (так можно перевести на русский название фильма «The Ghost Dog») погиб при невыясненных обстоятельства, а хозяин – бывший премьер-министр – вот-вот предстанет перед Гаагским трибуналом за военные преступления. В фильме премьер-министр, не оставляющий сомнений в сходстве с Тони Блэром, – тряпка-марионетка в руках американцев.
Фильм получился необычайно живым, хотя и с демонстративными реверансами в сторону Хичкока. Но так как в них чувствуется определенная самоирония, то, будем надеяться, Хичкок реверансы охотно принял. А Мартин Скорсезе, чей новый фильм «Остров прОклятых» с Леонардо Ди Каприо в главной роли был представлен здесь на следующий день после Полански, из тех же хичкоковских приемов умудрился сделать до смешного бутафорский триллер. Что, однако, не помешало толпам поклонников ревом приветствовать приехавшего на премьеру Ди Каприо.
Привычное глуховатое противостояние Старого и Нового Света в Берлине обычно выплывает на поверхность более шумно, чем, скажем, в Каннах или Венеции. Хотя отборщики все-таки отсеивают отсмотренные фильмы по художественным критериям (иначе Берлинский фестиваль не вошел бы в тройку крупнейших, определяющих, подобно чуткому термометру, сначала настроение мирового кинематографа, а потом – и его развитие в ближайшие годы), но политика здесь любит шествовать по пятам. Удивительно еще, что вокруг Берлинале не шествуют пока, например, антиглобалисты, обычно выбирающие именно эти февральские дни, чтобы выплюнуть свою озабоченность на нарядную публику.
А наряды в этом году в основном меховые. На Германию рухнула не виданная здесь, как утверждают местные жители, зима. Для российских участников перемещение в Европу осталось почти не замеченным – сугробы, наледь, превращающаяся в слякоть и замерзающая опять, – все близкое, родное. Немцы перед лицом такой привычной нам стихии оторопели, снегоуборочную технику на улицы не выводят. Да и дворников тут явный дефицит (того и гляди, сбегут наши, уже родные таджики сюда, в Европу). Впрочем, очищать от снега и льда тротуары обязаны владельцы домов. Говорят, сейчас суды трудятся без продыху, заваленные исками граждан, поломавших конечности в суровую немецкую зиму.
Берлин