Вчера в Манеже поздравляли новых призеров конкурса, который, по замыслу Московского дома фотографии, должен стимулировать развитие фотожурналистики в Москве. Как обычно, в трех номинациях («Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица») вручили Гран-при и специальные призы. Среди них – награда фотографу до 30 лет, а также призы от МДФ и от спонсоров. Несмотря на то что с архитектурными сериями в этом году не заладилось, лучших все же определили. А в самой сильной номинации, в «Лицах», случилось почти единовластие.
«Серебряная камера» назвала скрытые до поры до времени имена лауреатов. Не в первый раз жюри определилось с камерами еще до открытия выставки номинантов. Теперь, после оглашения итогов, можно говорить о некоторых тенденциях.
Но прежде о главном. Гран-при (Приз правительства Москвы) за «Архитектуру» удостоена серия Романа Канащука «Москва. 25-й кадр», представляющая собой диптихи со «случайными» кадрами московского пейзажа, прочно записавшимися на подкорку любого горожанина. По части «Событий и повседневной жизни» лучшим сочли известного своим эстетским стилем фотографа Александра Гронского. На сей раз он выступил с меланхолично-созерцательным репортажем «Окраина». Наконец, в смысле «Лиц» – а за 2008-й это была самая сильная номинация – большинство подчинилось видению маститого фоторепортера Владимира Вяткина (кстати, он уже был призером и «Серебряной камеры», и World Press Photo, хотя не только их). Из шести наград две ушли к Вяткину: Гран-при сразу за две серии, за «Властителей музыкальных сфер┘» и «Поколение Василия Аксенова», плюс спонсорский приз за «Психологические метаморфозы Дэвида Линча».
Кроме того, наградили художника и фотографа Георгия Первова за серию «Ландшафт без дизайна», продолжающую его многолетний проект Totalrealism. Отметили и припоминающие времена пикториализма «Качели» Анны Блок. И наблюдение за жизнью «Мигрантов» от Оксаны Онипко (на прошлой «Камере» она показывала «Цыган» – награды не добилась, но дождалась ее теперь). А также один из самых запомнившихся в нынешнем конкурсном «сезоне» мастерский цикл о гримасничающих уличных персонажах «9 из». Особенно отрадно то, что эту фотодобычу представил не просто фотограф до 30, но и дебютант «Серебряной камеры» Максим Юлдашев (ему же отдали и приз зрительских симпатий за цикл «Без зонта»).
А тенденции, собственно, таковы: во-первых, участвовать в состязании лучше в несколько этапов. По крайней мере значительная часть лауреатов номинируется не первый год. Во-вторых, среди номинантов и победителей много молодых (самому молодому участнику нынешней «Камеры» всего 12 лет). А среди молодых – студенты Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, работающей при самом МДФ. В-третьих, и это одна из вечных проблем конкурса, открытого непрофессионалам, ощущается серьезный пробел в событиях и в архитектуре. В первом случае в архиве конкурса останется повседневная жизнь, за спокойствием которой – то ли нежелание, то ли неумение быть в центре передряг, которых в этой самой повседневности более чем┘ Когда же речь идет об архитектуре, оказывается трудно найти драматургию, нерв, отделяющий репортаж от простого вида-описания. И главное: то, что впечаталось в память «Серебряной камеры», при всех достоинствах и недостатках, все еще отличается странной бесконфликтностью увиденного. И тем не похоже на жизнь.
И еще об искусстве фотографии. Во вторник в бывшем Музее революции на Тверской открылась выставка Бориса Кауфмана, известного фотографа, много лет проработавшего в «НГ». На выставке, к слову, замечательно оформленной и организованной как лабиринт (экспозиция так и называется – «Лабиринт Кауфмана»), – около сотни прекрасных и без преувеличения легендарных фотографий мастера. Подробнее – в завтрашнем номере «НГ».