0
660
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2010 00:00:00

Балет из библиотеки


Эсмеральда – Мария Александрова.
Фото Дамира Юсупова, Большой театр

Существует мнение, что практически все сюжеты за долгое время существования мировой культуры давно известны. А свобода для маневра остается по большей части в смысле новых прочтений, постановок, декораций и прочего. Однако путь новаторства ради самого новаторства представляется сомнительным еще со времен Чехова, явно иронизировавшего в своей «Чайке» относительно «новых форм». А вот мода на ретро, воплощенная в современном исполнении, может дать потрясающий результат.

Лучшее тому подтверждение – возрожденная постановка классического балета Жюля Перро по мотивам романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» «Эсмеральда». Первая в этом году серия премьерных спектаклей в Большом совпала по времени с сообщением о расширении сотрудничества театра с многолетним партнером – компанией JTI.

По признанию генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова, в том числе и спонсорская помощь JTI помогла возродить классическую постановку балета с оригинальной хореографией Мариуса Петипа и массивными декорациями Ролана Пети в период реконструкции исторической сцены Большого. Театр получил великолепный балет в свой репертуар, а JTI в новом сезоне – статус «Официального спонсора балета Большого театра».

Надо сказать, сотрудничество JTI и Большого продолжается уже больше десяти лет. Результатом этих отношений стал ряд ярких премьер, в числе которых балет «Пиковая дама» в постановке Ролана Пети, восстановленная на сцене Большого авторская версия балета Юрия Григоровича «Легенда о Любви», премьерная постановка известного хореографа Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь».

Что же до современной версии «Эсмеральды», то этот спектакль никак нельзя назвать только лишь качественной реконструкцией. Постановщики Юрий Бурлака и Василий Медведев определяют свой спектакль как взгляд из настоящего на одну из самых успешных версий балета – знаменитую петербургскую постановку Мариуса Петипа конца XIX века. Тем не менее в ходе работы над новым балетом были изучены все варианты спектакля начиная с первой постановки Жюля Перро на сцене лондонского Королевского театра в 1844 году.

В итоге именно российская постановка 1899 года была выбрана в качестве ориентира, потому что этот спектакль приобрел ощутимый размах по сравнению с первыми, более камерными версиями и больше соответствует масштабным замыслам Большого театра. Даже несмотря на небольшие габариты Новой сцены, в «Эсмеральде» задействовано много персонажей, занято большое количество людей, и им есть что танцевать. А это, согласитесь, весьма немаловажный момент и для самой балетной труппы, и для зрителя, которому предоставляется возможность увидеть весь цвет танцовщиков Большого.

Так что для зачарованной публики нет ни спонсоров, ни театрального руководства, ни проблем затянувшейся реконструкции исторического здания театра – для них есть только таинство красоты танца на сцене.

«Исследуя различные пласты в истории балета «Эсмеральда», я представлял, какая из выбранных нами танцовщиц лучше всего подходила бы к той или иной его редакции, – рассказывает Юрий Бурлака. – Первый, лондонский, спектакль Перро я, безусловно, отдал бы Нине Капцовой. Наташа Осипова – это или спектакль Фанни Эльслер в Москве, или Вирджинии Цукки в Санкт-Петербурге. Конец XIX века – Карлотта Брианца, Матильда Кшесинская – представляю Марию Александрову. Для юной Анастасии Сташкевич спектакля из прошлого не придумал, но ее непосредственность и огромное желание сделать все-все-все, на что способна, тоже обещают интересный результат».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1926
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1908
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
862
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1269

Другие новости