Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
27 января исполнилось 254 года со дня рождения Моцарта. Этому событию был посвящен ежегодный фестиваль, только что завершившийся в Зальцбурге. На протяжении полутора недель здесь исполнялась музыка самых разных композиторов, в том числе в весьма неожиданных сочетаниях, однако под занавес играли уже только Моцарта. В том числе дирижер Марк Минковский, один из главных героев форума: под его управлением в день закрытия звучала Месса до минор, а до того он дважды дирижировал оперой "Идоменей" - одним из самых заманчивых блюд фестивального меню.
Оперных постановок в программе "Недели Моцарта" не было четыре года, и руководство форума возлагало на "Идоменея" особые надежды: оперу поставили в копродукции с Фестивалем искусств в Экс-ан-Провансе и Бременским музыкальным фестивалем, для работы над спектаклем пригласили Марка Минковского и Оливье Пи. Прежде они ставили вместе "Пеллеаса и Мелизанду" Дебюсси в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и чисто внешне два спектакля оказались удивительно похожи. Основная декорация "Идоменея", как и "Пеллеаса" - гигантская металлическая конструкция-трансформер с многочисленными лестницами, свободно перемещающаяся по сцене как по частям, так и целиком; наверху ее - символический город будущего, где подъемные краны возвышаются над треугольными крышами.
Оторопь берет уже во время увертюры, под звуки которой у пленников критского царя Идоменея охранники с дубинками и автоматами проверяют паспорта, не упуская возможности лишний раз стукнуть этих условных арабов или афроамериканцев - по всей вероятности, потенциальных террористов. Тема терроризма развивается и дальше, когда по сцене проносится мирная манифестация, после чего трое падают на пол, истекая кровью - намек на шахидов, согласно пояснению авторов спектакля. Он движется вперед в первую очередь стараниями ансамбля "Музыканты Лувра - Гренобля", однако усилий Марка Минковского и его подопечных недостаточно для того, чтобы придать внятность эффектной, но пустоватой постановке.
Зато великолепное исполнение Мессы до минор стало полностью заслугой дирижера: он отказался от участия хора, увеличив команду солистов с четырех до десяти человек. Получился небольшой, но необыкновенно мощный хор, где каждый был и индивидуальностью, и частью целого. Особого внимания заслуживает двадцатилетняя россиянка Юлия Лежнева, победительница международного конкурса Елены Образцовой, спевшая в компании двух звездных сопрано Камиллы Тиллинг и Джоан Ланн. Минковский не впервые приглашает ее для совместной работы, ей предстоят и другие престижные ангажементы, и нет ничего удивительного в том, что в ближайшее время ее выступления в России не запланированы.
В фестивале приняла участие и еще одна российская певица - солистка театра "Геликон-опера" Наталья Загоринская: вместе с Австрийским ансамблем новой музыки она исполнила "Послания покойной Р.В.Трусовой" Дьёрдя Куртага на стихи Риммы Далош. Короткий, но необыкновенно емкий вокальный цикл Куртага стал ярким итогом ретроспективы его сочинений, которой было отведено особое место в фестивальной программе. Один из крупнейших современных композиторов провел мастер-класс, выступил как пианист (см. "НГ" от 28 января), представил самые разные свои произведения: от масштабных "Песен горя и отчаяния" для хора и оркестра на стихи русских поэтов - до минималистических "Фрагментов из Кафки" для скрипки и сопрано. Так вновь оправдала себя идея, лежащая в основе "Недели Моцарта" на протяжении нескольких последних лет: показывать классику в диалоге с современностью.
Куртаг оказался настолько яркой фигурой фестиваля, что приглашенный исполнитель (artist in residence), пианист Ларс Фогт, остался в его тени: на фоне других участников форума он не выделялся практически ничем. Зато через год специальным гостем "Недели Моцарта" станет легендарный музыкант Хайнц Холлигер: композитор, дирижер, гобоист-виртуоз, для которого писали почти все классики ХХ века. Он славится своим чувством юмора и творческим подходом к составлению программ: то сойдет с дирижерского пульта и сыграет несколько тактов на клавесине, то впустит в зал посреди исполнения симфонии Гайдна военный оркестр, то исполнит сочинение Моцарта в паре со своим, объединив их в один концертный номер. "Неделя Моцарта 2011", скорее всего, также не обойдется без подобных сюрпризов.