Александр Чайковский убеждает, что и композиторы шутить умеют...
Фото РИА Новости
В Камерном зале Московской филармонии разыграли две оперы Александра Чайковского на пушкинский сюжет. «Недетские сказки» – под таким девизом прошло представление – оказались забавными и остроумными, а фривольность отдельных сюжетов по-пушкински обыграли режиссеры.
В основе опер, собственно, два на первый взгляд противоположных сочинения русского классика – «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» и сказка «Царь Никита и сорок его дочерей». Под определение «недетская» подпадает, конечно, последняя. Однако, как показывает практика, все, кто знает эту сказку, познакомились с ней именно в детском возрасте, листая из любопытства томик Пушкина, а затем передавая «по наследству» одноклассникам.
Александр Чайковский написал обе оперы по заказу «Терем-квартета», и оригинальный исполнительский образ, их феерическая виртуозность и здоровый юмор, конечно же, определили и жанр, и драматургию обоих опусов. Моцарт и Сальери превратились у Чайковского в Мотю и Савелия – двух «деклассированных» элементов из музыкальной братии, разговаривающих за «рюмочкой чая» фразами из маленькой трагедии. При этом Чайковский (он и автор либретто) направил ход текста от конца к началу, вплетая по ходу дела известные цитаты (например, из «Пиковой дамы» своего тезки) или приметы современного мира (пожалуй, самая запоминающаяся пара – «Водка – пиво, гений – злодейство»). В музыке обеих опер сплавляются джаз и фольк, романтическая оперная ария и опереточный дуэт, приправленные дерзкими созвучиями нового времени.
Естественно, что партитура рассчитана на харизматичных исполнителей – не только солистов, но и инструменталистов. Партитура (и сценическое действие тоже) рассчитана на то, что вокалисты и квартет знают партии друг друга: музыканты друг другу постоянно подыгрывают: заслушавшись сольными вариациями, или вступая в диалог, или просто ожидая реакции или помощи. В Москве оперы исполнили артисты оркестра народных инструментов имени Осипова Евгений Волчков, Юлия Неверова, Данил Стаднюк и Алексей Воробьев, а партии вокалистов – бас Алексей Мочалов и невероятно обаятельный тенор Анатолий Богомолов. Постановку «Моти и Савелия» в духе слишком затянувшейся посиделки в кабачке осуществила Мария Катомина, а гламурного «Царя Никиту» – Радомира Ползунова, обе – ученицы режиссера Георгия Исаакяна.
Камерный зал филармонии, о целесообразности создания которого в свое время дискутировали, за два года существования свел эти дискуссии к минимуму. Во всяком случае, проекты, подобные «Моте и Савелию», с коньяком и огурчиками или «Царю Никите» с раздеванием за ширмой, в этом зале воспринимаются органично, стены не подавляют академичностью свободу автора и зрителя. И те и другие это почувствовали: Александр Чайковский признается, что камерный зал становится его самым любимым местом в Москве, а слушатели проявляют активность, покупая билеты и абонементы (что, когда речь идет о современной музыке, большая редкость). Следующие концерты абонемента «Камерные оперы в камерном зале» – «Страсти по Живаго» Игоря Егикова, «Витамин роста» Леонида Десятникова и «Тщета золота» Бриттена.