Милиция поможет, яйца найдут...
Кадр из фильма «Наша Russia. Яйца судьбы»
Ровшан и Джумжуд (Михаил Галустян и Валерий Магдьяш), два придурка из вымышленной страны Нубараша, под видом ремонта устроили погром в квартире олигарха Виктора Марьяновича (Виктор Вержбицкий) и случайно умыкнули оттуда золотые яйца Чингисхана – главное богатство олигарха. Виктор Марьяныч разозлился и вместе с толстенным и злым, как бультерьер, помощником (Александр Семчев) ринулся в погоню. Но ринулся не за теми. В результате пострадал начальник гастарбайтеров Леня (Сергей Светлаков), яйца нашлись, все оказались молодцами, особенно бультерьер, который и покарал зарвавшегося олигарха. Это – ТНТ-комедия «Наша Russia. Яйца судьбы». И если бы не заверение Гарика Мартиросяна, что данный фильм – лебединая песня программы «Наша Russia», с легкостью хотелось бы пожелать всем авторам и участникам фильма судьбы того самого киношного олигарха.
Даже матерые критики толком не знают, из чего должна соткаться комедия, чтобы быть смешной. Нужна история – да. Нужны хорошие актеры – да. Нужно напичкать историю короткими скетчами – конечно. Хорошая комедия может быть о чем и о ком угодно – от президента (разумеется, чужого) до яиц гастарбайтера (своего, чужие нам не интересны). И даже главный придурок экрана может в конце оказаться потомком Чингисхана – ради бога, не запрещено. Если только настоящие потомки Чингисхана не обидятся, как это было несколько лет назад в случае с Гагариным. Если в итоге оказывается смешно – прощаются любая скабрезность, любая нелепость. Если не смешно, скабрезности и нелепости вылезают, как прыщи на носу, и не заметить их невозможно.
Авторы фильма намастрячились в создании коротких скетчей, Михаил Галустян, Валерий Магдьяш, Сергей Светлаков и другие научились успешно разыгрывать эти скетчи под телекамерой, а свежеявленный режиссер Глеб Орлов давно овладел техникой создания рекламных клипов. Встретившись, они решили соединить свои умения в полнометражном художественном фильме. Фильм сначала удивился, потом заскрипел, потом застонал, потом не выдержал и развалился. Потому что создавать зарисовки – это прелестно, но это вовсе не значит, что, если собрать зарисовки вместе, получится единая большая картина.
Телевизионные гастарбайтеры Ровшан и Джумжуд если и вызывали раздражение, то на несколько минут. За полтора часа экранного времени эти два персонажа успевают так наораться, нашутиться и накривляться, что начинают вызывать смутную тревогу, хотя это и не входило в их задачи.
Один из последних кадров фильма: большая площадь в центре Москвы. Ровшан, Джумжуд и «нацяйника» встретились с олигархом и его бультерьером. Сейчас их начнут убивать. Но тут площадь заполняется коллегами героев по гастарбайтерскому цеху. С метлами, лопатами, валиками они колышутся молчаливой оранжевой толпой, словно войско того самого Чингисхана, чьи яйца стали яблоком раздора. «Да, скифы мы, да, азиаты мы...» И чудится, что в руках у них не метлы, а кривые сабли, и двинется сейчас это войско аж на Кремль. В лучшем случае на телеграф, мосты и банки. Записным патриотам пока точить перья и искать свежие слоганы вместо надоевшего «Россия – для русских!» На самом деле гастарбайтеры стоят тут, чтобы заявить: мы═тоже люди. И тогда время удивиться всем просторам бывшего СССР: надо ли создавать целое кинополотно, чтобы объяснить, что заезжие азиаты – отморозки только на первый взгляд? А на второй – не только отморозки, но и добрые братья наши меньшие? Трогательное снисхождение старшего брата к дефективному младшенькому. Вы не смотрите, что он дебил, – сердце у него наше, человечье.
Телеперсонажи с дециметрового канала вышли в большую жизнь. В телевизоре они оставили намеки на юмор и вкус. Со вкусом, впрочем, у «Нашей Russia» всегда были проблемы. Но там, в телевизоре, они действовали на уровне пиксельного мышления, апеллируя к тем, чьи мозги не способны переварить больше определенного небольшого количества точек. Теперь ТНТ расширяет свою аудиторию до масштабов страны. Впрочем, страна, похоже, охотно ведется.
Местами, правда, смешно. Роман Мадянов в роли могущественного мегаолигарха (не того, что охотится за яйцами, а куда круче) в отличие от остальных исполнителей предельно профессионален, потому и нелепость его персонажа простительна. Удивил Николай Басков, со вкусом сыгравший самого себя – гламурного, безвкусного и алчного («Боже, ну почему, почему я должен опять петь в этот золотой микрофон в угоду гламуру? Хочу наконец платиновый!»). Получилось прелесть как хорошо. Интересно только, знал ли Басков, что играет себя, а не злую пародию на себя?
И под конец дарим следующим отважным клипмейкерам идейку – перенести на большой экран, скажем, «Дом-2», сняв похождения Ксении Собчак с ее телевыводком в поисках волшебных золотых мозгов. Дарим совершенно бесплатно.