Виоль д’амур в руках Романа Минца.
Фото Евгения Франова
Фестиваль «Возвращение» проходит уже в 13-й раз и за время своего существования успел стать солидным – с приглашениями на красивой бумаге, внушительным буклетом с недешевой полиграфией и концептуальным – с оригинальными программами и репертуарными принципами.
А также модным, со своей публикой – из продвинутой склонной к искусству молодежи, из тех, кто падок на все актуальное, но при этом любит соблюдать обычаи. У этой публики теперь есть свой – проводить рождественские каникулы вместе с «Возвращением». Хотя встречается и более взрослая возрастная категория, и другая социальная группа – «белые воротнички». Ну и студенты теснятся около входа: их, конечно же, пропустят, после третьего звонка. А затем они, счастливые, рассаживаются на широкие подоконники Рахманиновского зала. И хотя автор этих строк с очень большим подозрением относится ко всему модному в искусстве и с еще большим подозрением к так называемому «музицированию на каникулах» (это когда минимум репетиций и соответственно столько же качества), стоит признать, что заключительный концерт был вполне убедительным.
Самое интересное в «Возвращении» – это, конечно, программы. Идея встречи (условно) однокурсников и (точно) приятелей и даже друзей обернулась потрясающей возможностью играть абсолютно любую камерную музыку – на курсе ведь все играют на разных инструментах и необязательно пианисты дружат с пианистами, а скрипачи со скрипачами. Эту компанию может разбавить, скажем, ударник или флейтистка. К тому же условия существования вне дома (первые участники «Возвращения» – те, кто уехал учиться на Запад) очень сближают. Поэтому за 13 сезонов прозвучало четыре сотни сочинений и ни одно из них не повторилось. К тому же те, кто обитает на Западе, привозят в Москву много интересной и новой музыки – в основном современной, поэтому количеством российских (а порой и мировых) премьер «Возвращение» тоже может похвастаться.
Вот в концерте по заявкам (то,что хотят сыграть сами исполнители) было несколько «фишек». Ну, во-первых, сольная валторна – нечастый гость на концертной сцене: в настоящем концертмейстер валторновой группы НФОР и в прошлом чемпион ЦМШ по бою подушками (пикантная деталь сообщена в буклете) в сопровождении Якова Кацнельсона исполнил сонату Бетховена. Во-вторых, российская премьера сочинения Life Story (История жизни) английского композитора Томаса Адеса (на него английская музыка возлагает большие надежды, уже сейчас называют наследником Бриттена). Сам факт исполнения уже заслуживает внимания, поскольку премьера вообще-то планировалась на прошлый год, но сорвалась из-за отказа шести (!) певиц (причины, правда, были разные). Поэтому в этом году привезли английскую певицу Анну Деннис, за что большое организаторам спасибо, ибо текст Теннесси Уильямса был спет на чистейшем английском языке, а это уже само по себе музыка. Кроме того, Деннис (она выступала в дуэте с пианистом Александром Кобриным) попала в образ джазовой певицы (словно из чикагских ресторанов 20-х годов прошлого века) и вообще очень органично звучала в этом сочинении, которое и правда потрясающе балансирует на грани новейшего музыкального языка и ресторанного пения (оговоримся, качественного), не модулируя в последнее. И наконец, слушателям выпал шанс услышать (и увидеть) старинный инструмент виоль д’амур, причем не в сочинении добаховской эпохи, а в Маленькой сонате Хиндемита, ее исполнили Роман Минц и Александр Кобрин. Последний играл в дуэте с виолончелистом Борисом Андриановым «Фантастические пьесы» Шумана, и их интерпретация оставила, пожалуй, больше всего вопросов. Все-таки Шуман, тем более поздний, требует и даже предлагает гораздо больше нерва; у Андрианова и Кобрина, к сожалению, эти пьесы прозвучали хотя и zart (нежно, следуя авторскому обозначению), но совсем не rasch (вспыльчиво, горячо). Зато порадовали духовики: кларнетист Антон Дресслер с Рапсодией Дебюсси, а также Евгения Чепикова, Дмитрий Булгаков, Михаил Безносов, Валерий Попов, Инна Шегай и пианистка Ксения Башмет с секстетом Мартину для деревянных духовых и фортепиано. Коронным же номером программы предполагался и оказался Второй фортепианный квартет Брамса в исполнении постоянных участников «Возвращения» Екатерины Апекишевой, Бориса Бровцына, Максима Рысанова и Кристины Блаумане.