Персональный филармонический абонемент Дениса Мацуева привлекает профессионалов не только собственно фигурой пианиста, но и именами музыкантов, с которыми выступает любимец российской публики. Во втором концерте цикла принял участие дирижер Семен Бычков, и этот факт заслуживает особого внимания.
Бычков – дирижер ленинградской школы, ученик легендарного Ильи Мусина, подаривший нашей стране едва ли не большую часть состоятельных (профессионально) маэстро. По объективным причинам он в молодом возрасте эмигрировал, и его карьера складывалась на западе – в Америке, а затем в Европе. Сегодня он один из самых успешных и востребованных дирижеров, одинаково успешный и в симфоническом и в театральном жанре: оперные театры мечтают заполучить маэстро для новых постановок, а симфонический оркестр западногерманского радо, которым Бычков руководит уже более десяти лет, потеряет в его лице (контракт дирижера подходит к концу) на самом деле бесценного творческого руководителя. Благодаря оригинальной репертуарной политике и, прежде всего, неординарному таланту дирижера, этот оркестр WDR занял достойное положение среди ведущих европейских, да и мировых оркестров. В чем, кстати, москвичи могли убедиться прошедшим летом: выступление оркестра западногерманского радио под управлением Семена Бычкова стало, пожалуй, самым запоминающимся событием фестиваля симфонических оркестров мира. Тогда в исполнении музыкантов прозвучали Вторая симфония Шумана и неимоверно сложная, гигантская «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса. Оба сочинения раскрыли неординарность мышления дирижера, потрясающее чувство стиля и формы. Бычков обладает редчайшим мастерством возводить гигантские лиги и арки, избегая цезур и люфтов – музыкальная линия сочинения вообще не прерываются, будь то «Альпийская симфония», длящаяся не менее часа или, скажем, медленная часть Второй симфонии Рахманинова, которая как раз и прозвучала в минувший вторник в Большом зале консерватории - в этом концерте маэстро впервые в Москве выступал с Российским национальным оркестром.
Бычков сотворил чудо и с фортепианными концертами Шостаковича (оба опуса прозвучали в первом отделении), лишив их начисто признаков «замученного в неволе тоталитаризма» композитора. Это был, скорее, Шостакович-импрессионист и даже Шостакович-романтик. В обоих концертах легкость и свежесть, красочность быстрых частей перекликалась с пронзительной лирикой медленных. Денис Мацуев с удивительной чуткостью исполнил оба сочинения, раскрыв помимо общепринятой моторики и нервной скерцозности партитур Шостаковича, еще и полифоничность, и игру тембров, и отрешенность, и скрытый трагизм.