На выставке «Серебряной камеры». Из серии «Арт-Базар».
Фото с официального сайта Московского Дома фотографии
В девятый раз Московский дом фотографии подводит итоги конкурса фоторепортажей о Москве. Вернее, сам музей итоги уже подвел и победителей выяснил, но публика узнает who is who только в январе. Фотодокументация столичной жизни, как обычно, проходит по трем номинациям: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». На этот раз из 12 тысяч работ конкурсное жюри приняло 4200, из них для выставки отобрали около 800, а остальные показывают на экранах в фоновом режиме. Директор МДФ Ольга Свиблова результатами довольна, особенно «Лицами». Но, как это случается, есть и провальная номинация.
К нынешней «Серебряной камере» вполне уместно прибавить подзаголовок: «События в лицах». Многие происшествия увидены не репортажно, а портретными циклами. Гражданская панихида по Василию Аксенову осталась на полузатененных лицах, в морщинах лиц у пришедших проститься – Александра Кабакова, Андрея Вознесенского, Виктора Ерофеева┘ В другой серии запечатлен Тихон Хренников, которого не стало в 2007-м.
А вот жизнь: под несколько выспренним заголовком «Властители музыкальных сфер. Характеры и настроения от piano до forte» появляется, например, Геннадий Рождественский. Силой своего темперамента он управляет кипучим музыкальным космосом. А вот – выхваченные из уличного потока безвестные немолодые прохожие в серии «9 из»: лысый старик с упоением что-то ловит видоискателем своей мыльницы – и что, нам никогда не узнать, но его лицо не дает сомневаться – объект самый достойный! Другой бородатый старик морщится, да так, что┘ ну что ему там так не понравилось?! Эта серия – достойнейшая реплика современности на нарочито гротескные, лишенные портретной «причесанности» гримасы, к которым воспылало любопытством барокко.
Повседневная жизнь, что отрадно, попала в объектив не только сама по себе, вялотекущими буднями, но и событиями (а с их фиксацией были серьезные проблемы у прошлогодней «Камеры»). В Манеже оказалась единственная, но одна из важнейших для последнего времени серий – о крушении «Невского экспресса». Повседневность по-разному заполнилась и запомнилась провалом грунта в Южном Бутове, затопленной улицей, автоавариями. Еще – пуском аэроэкспресса, запечатленным красочным репортажем с контролершами в красной форме, с блестящими, как зеркало, стеклами составов┘ Это почти рекламный репортаж для какого-нибудь железнодорожного глянцевого издания – и только огромная ручища билетерши в кольцах прекрасным образом нарушает все благолепие.
Конечно, показано предостаточно традиционных для конкурса такого формата серий, сфокусированных на милиции, гастарбайтерах, стихийных рынках (с агрессивным заголовком «Место с неместным колоритом»). Смотрящих в одно окошко консьержах и в другое (с выражением «Кто в теремочке живет?») – клиентах «Союзпечати». С умильным пиететом запечатленных первоклашках, вокзалах с отъезжающими возле тюков┘ Пожалуй, одна из самых удачных серий показывает строительство микрорайона Марфино: со стремительными ракурсами снизу-вверх, с образованным абрисами домов «профилем» неба, с превратившейся в лампочку Ильича головой строителя. Есть здесь и та боль, что должна быть на виду, – это наша жизнь. Приемный день в детском доме: один ждет, другой, кажется, плачет, уткнувшись в кого-то из взрослых┘ К 2009-му, объявленному Годом равных возможностей, появились циклы (правда, тема осталась важнее исполнения) о занимающихся спортом колясочниках. А кризис выстроился очередями на биржах занятости.
Не сложилось с архитектурой. Привычные и поднадоевшие разговоры о «Москва-Сити» разбавлены съемкой ВДНХ, «города советской античности»; как всегда – разной степени уныния московскими окраинами да напоминающими старые открытки панорамными видами столицы (ретро-стилистика – одна из тенденций «Серебряной камеры-2008»). К недавнему юбилею Шехтеля выставили пару циклов с фрагментами построенных им особняков, скучно снятых «в упор».
Кроме архитектурных неудач, к сожалению, нередко представленным сериям все еще недостает именно репортажности. То они слишком запланированно-статичны, то не хватает драматургии. Но это скорее всего обратная сторона открытости конкурса для любителей. Картье-Брессон писал, что «стандартных решений не существует; нет готовых рецептов, нужна мгновенная реакция – как в теннисе».