Герою хочется помочь и планете, и своей любимой.
Кадр из фильма «Аватар»
Сценарий «Аватара» Джеймс Кэмерон написал в 1995 году. До зрителя фильм дошел только сейчас, и главной причиной тому были сложности с финансированием. Еще бы – он надумал снять самый дорогой фильм в истории кинематографа! «Урезаться» Кэмерон не хотел ни по одному пункту, и его можно понять – в ином случае мы бы имели очередной мощный блокбастер, а так – стали свидетелями действительно грандиозного зрелища, технически совершенного.
Главный герой «Аватара», морпех Джейк (Сэм Уортингтон), в результате ранения навсегда поселившийся в инвалидной коляске, попадает на базу землян, работающую на планете Пандора. Говоря кратко, земляне вознамерились разграбить Пандору, нереально богатую редчайшими полезными ископаемыми. Жители Пандоры – трехметровые хвостатые разноцветные люди-кошки (а может, и другие какие звери), живущие в таком единении с природой, что оторвать их от нее можно только путем уничтожения и того и другого. Одним из таких существ и должен время от времени становиться морпех – его заключают в барокамеру, и, заснув, он воплощается в своего аватара. Надо ли говорить, что именно там, на Пандоре, в обличье синего громилы Джейк обретет силы, любовь, гуманность и то самое единение с природой?
Смотреть фильм в формате 3D – для особо выносливых. Трехмерное изображение вообще на любителя, а в «Аватаре» уже через час оно вполне может стать причиной нервного дискомфорта – мир, созданный Кэмероном, даже на плоском экране выглядит устрашающе трехмерным. Граждане Пандоры умело используют все возможности, все изгибы собственной планеты. Горы, например, здесь не только для красоты – вертикальное движение для пандорцев почти столь же естественно, сколь и горизонтальное. В основном свои полеты они совершают на объезженных тварях – смеси птеродактиля с тиранозавром, здоровых и бесстрашных воздушных извозчиках. В мирное время пандорцы носятся по своим джунглям, прыгая по огромным листьям огромных деревьев, поклоняются священному дереву (которое в первую очередь земляне и собираются уничтожить, потому что вокруг него как раз самые залежи ископаемых), ругаются на общих сборищах по поводу пришлого чужака («Он не из нашей стаи») и живут жизнью почти пасторальной, даже не подозревая, какие деньги в них вбуханы.
Все это решительно впечатляет! Компьютерно-визуальный гений Кэмерона громко стучится в каждое зрительское сердце и, проникнув, остается там на все без малого три часа, что идет фильм.
Кэмерон сделал свое дело – он доказал, что на компьютере можно создавать жизнь, похожую на настоящую как две капли воды, и даже еще более красивую. «Аватар» только на 40% снят вживую, остальные 60% фильма – компьютерная графика. А возлюбленная главного героя, Нитири (Зои Салдана) – вообще целиком компьютерное создание. Нарисованная жизнь, зримо утверждает Кэмерон, может быть так же прекрасна, так же ужасна, так же скучна, так же наполнена эмоциями. Великая иллюзия наконец нашла свое стопроцентное иллюзорное воплощение. Это то, чего так хотел Кэмерон.
Он хотел произвести сильное впечатление – ему это удалось. 340 миллионов долларов потрачены не зря. Но Кэмерону хочется остаться в истории художником, а не только гением компьютерной графики. Для этого он нашпиговывает детское феерическое действие кусочками взрослого содержания. Помимо стандартной гуманитарной идеи о равенстве всего прямоходящего, Кэмерон разбрасывает по фильму кусочки стандартного голливудского набора, без которого сейчас не обходится, кажется, ни один блокбастер. Так, скажем, полковник Куоритч (Стивен Лэнг) мимоходом называет предстоящее вторжение земных бульдозеров на Пандору операцией «Шок и трепет» – именно так называлась американская военная доктрина на Ближнем Востоке, разработанная для вторжения в Ирак. Между прочим упоминает, что свои раны получил в Венесуэле (действие, следует понимать, происходит уже после военной кампании там). Такие вкрапления сейчас в моде – ну вроде как Максим Галкин на государственных каналах несколько фраз скажет голосом Путина.
Примерно для тех же целей – показать, что у него все серьезно, – Кэмерон пригласил на роль отъявленного негодяя полковника Куоритча, превосходного и тонкого театрального актера Стивена Лэнга. Актеру уровня Лэнга здесь делать нечего, оттого и кажется, что играет он из рук вон.
Но «Аватар» – это прежде всего почти три часа упоительных красот, летающих бегемотов, светящихся деревьев, синих хвостов┘ Это ж современная «Книга джунглей», ни дать ни взять. И Джейк-Аватар, втершийся в доверие к пандорцам, на вопрос, откуда он такой явился, вспомнив, как шипела на него ученая интеллектуалка Грейс (Сигурни Уивер), отвечает в духе джунглей: «Я из рода солдафонов!» – после чего его принимают в стаю.