Маэстро в ударе!
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Дирижер Геннадий Рождественский открыл в Большом зале консерватории свой ежегодный филармонический абонемент. Весь декабрь у меломанов традиционно пройдет под знаком открытия новых, а также хорошо забытых музыкальных жемчужин.
В этом сезоне цикл Рождественского называется «Ералаш». В толковании названия сам дирижер пропускает банальное «мальчишки и девчонки», а отсылает слушателя к терминологии карточных игр. Как колоду карт, он тасует свои новые находки: тройка, семерка, и если вместо туза пиковая дама, это лицо концерта не испортит. Так, например, в первый вечер скрипичный концерт Богуслава Мартину заменили симфонической поэмой «Лесная нимфа» Сибелиуса, и программа от этого ничуть не проиграла. Ибо все сочинения цикла, по словам маэстро, цементирует контраст. В первый вечер «крупье» «метнул» две оригинальные пары: одно из самых поздних сочинений Жюля Массне (а дожил он, как известно, до глубокой старости) – сюиту «Парнас» и кантату Николая Яковлевича Мясковского «Киров с нами». Две более несхожие вещицы трудно себе представить. Елейная (или, по словам Рождественского, парфюмерная) музыка сюиты «Парнас» диаметрально противоположна суровой и чересчур патриотической патетике Мясковского, очевидно, растерянного от происходящего вокруг и потерявшего творческие ориентиры – сочинение он писал в первые годы войны, в эвакуации, не имея под рукой инструмента. Впрочем, вернувшись к «Парнасу», отметим, что Рождественского в этой сюите привлекает, конечно же, сила жеста: во-первых, он сам читает текст (и, кстати, великолепно), эквиритмический перевод которого выполнен его мамой, Наталией Петровной, а кроме того, очень эффектно маэстро разыгрывал введение дополнительного духового оркестра, что располагался в правом фойе Большого зала.
Во втором отделении прозвучала российская премьера симфонической поэмы Сибелиуса «Лесная нимфа», забытой, к слову, даже на родине – там она не звучала с середины 30-х – до конца 90-х годов. Хотя повода к забвению, в общем, не было – партитура этого сочинения отличается и стройностью формы, и отличной оркестровкой, и типичным для Сибелиуса мистико-романтическим «духом». А завершала концерт блестящая, искрометная увертюра к мюзиклу «Повеса» Гершвина: это, кстати, по словам Рождественского, еще одна отличительная черта цикла «Ералаш» – в каждой программе «на сладкое» идет легкое, мюзик-холльное сочинение.
Итак, сегодня вечером слушателя ждут целых три премьеры. Две российские – легенда для солистов, хора и оркестра «Вечное евангелие» Леоша Яначека и симфоническая поэма «Куаунауак» мексиканского композитора Сильвестре Ревуальтаса Санчеса – и одна мировая – фрагменты из уничтоженной Шостаковичем оперы «Цыганы» по Пушкину; на закуску – музыка Оффенбаха к балету «Парижское веселье».
В третьем концерте 23 декабря прозвучат музыка Римского-Корсакова (прелюдия-кантата «Из Гомера»), концерт Мартину, фантазия Карла Николаи на темы из беллиниевской «Нормы» для фортепиано с оркестром и балета Отторино Респиги «Лавочка чудес» по музыке Россини. Перед самым новым годом, 28 декабря, еще две российские премьеры – Четыре песни Шенберга и увертюра к кукольному спектаклю «Марионетка» Яромира Вайнбергера в компании с симфонической трилогией «Валленштейн» д'Энди и маршем «Звезды и полосы навсегда» американца Джона Сузы. Наконец, 10 января – ключевая программа абонемента: в этот вечер прозвучат симфония-кантата Вильгельма Фридемана Баха «Вот день» и два сочинения Стравинского.
Стоит добавить, что дирижер традиционно выступает с оркестром, хором и солистами Государственной симфонической капеллы, с пианисткой Викторией Плотниковой и скрипачом Александром Рождественским.