0
1756
Газета Культура Интернет-версия

14.12.2009 00:00:00

Театр у микрофона

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Одна из приманок фильма «Кошечка» – Виктор Сухоруков в роли младенца.
Кадр из фильма

Фильм Григория Константинопольского «Кошечка» закрывал минувший «Кинотавр», что само по себе престижно. Потом получил приз Гильдии кинокритиков на фестивале «Окно в Европу», и там же Михаил Ефремов был отмечен наградой за лучшее исполнение мужской роли. Хотя сыграл он роль престарелой злобной балерины.

Сыграл, надо сказать, и правда замечательно. Фильм, состоящий из четырех новелл-монологов, открывается печальным выступлением 45-летней тетки в балетной пачке с лицом Михаила Ефремова. Называется «Бешеная балерина». Не очень удачливая танцовщица рассказывает о своих романах, о соперницах, о том, как подожгла когда-то театр за то, что отобрали роль, собирает теперь по помойкам еду и отдает треть нищенской пенсии бывшим коллегам по театру, таким же разнесчастным одиноким теткам. Отдает, чтобы услышать униженное «спасибо» и втайне наслаждаться им до следующей пенсии. Ефремов со всеми своими морщинами, с давно привычным животиком, с мешками под глазами, изукрашенными вульгарными синими тенями, казалось бы, и не старается хоть чуть-чуть походить на женщину. Единственная женская примета – балетная пачка. Ну и эти самые тени. Но в глазах – такая тоска, что черт с ним – мужик или баба, главное, что вся дурацкая жизнь в этих глазах отражается. Как в единственном предмете декорации в кадре – большом зеркале, в которое балерина то и дело смотрится.

На экране – не просто минимализм, выраженный в единственном крупном плане и полном отсутствии декораций. Константинопольский снял фильм за пять съемочных дней в собственной квартире за 80 тыс. долл. – сумма для кино даже не смехотворная, а просто несуществующая. Но тем не менее...

На Ефремове актерские радости кончаются. Следующие три новеллы можно не смотреть – только слушать, удивляясь неожиданному богатству текста, досадуя, что теперь так никто не пишет – просто, образно, изящно и коротко. Словно Антон Павлович откуда-то издалека что-то нашептал. Можно сказать, новый жанр – ожившая литература. Нет, не экранизация, не «Театр у микрофона», а именно живая хорошая проза, в которую вложили еще некоторые деньги, наняли чтецов в костюмах и засняли на пленку. Про чтецов в костюмах – это про всех, кроме Ефремова. Александр Стриженов во второй новелле в роли холостяка-бизнесмена, влюбившегося в миллиарды 50-летней тетки из «Газпрома», старательно изображает водевиль. И делает это так истошно, что и правда хочется закрыть глаза и только слушать. Одна из главных приманок «Кошечки» – Виктор Сухоруков в роли 11-месячного младенца, еще не умеющего ходить, но уже замыслившего зарезать свою противную няньку. Превосходный образец нашей национальной черты – нетерпимости, которую воспитывают с самого детства. В сюжете про младенца главное – вовсе не брутальный сюжет о приобретении ножа для расправы с нянькой, а короткие вставки про отца. Несколько фраз, брошенных мимоходом младенцем про папу, – и становится ясно, откуда в нас ненависть и зависть. Компьютерными усилиями абсолютно разглаженное лицо, во рту соска, рядом с коляской – нянькины ноги. Действительно, очень смешно и необычно. И эта необычность, кажется, пугает Сухорукова настолько, что текст в его устах звучит заученно и скучно. Хотя и роль сложности необычайной. Но за пять съемочных дней, ставших почему-то поводом для гордости создателей фильма – мы, мол, всего за пять дней ЭТО сотворили! – можно ли всерьез разработать и сделать роль? Даже прекрасному Сухорукову, как оказалось, нельзя.

В последней новелле появляется «автор», создавший, как выясняется, этих трех персонажей. Опять – отличный текст, с хорошим смыслом, виртуозно написанный, но обидно не вытянутый. Евгений Стычкин, рассказывающий о том, как некая кошечка диктует ему романы под зорким присмотром писательской «мамочки», в какие-то моменты трогательно беззащитен – классический «маленький человек», как нас учили в школе. Но чуть устремляется за сюжетом в развитие образа – деланые интонации, искусственные жесты. Все рушится. Безмерно жаль.

Две явные удачи в фильме есть – текст и Ефремов. Но создание полнометражного художественного фильма – это не клипмейкерство, которым до последнего времени зарабатывал на жизнь Константинопольский. Небрежение внятной режиссурой, несоответствие актерской игры сложнейшей задаче монофильма, явная поспешность – все это вроде должен перекрыть хороший текст. Но, во-первых, все-таки не Гоголь, во-вторых, остальные заплаты слишком лезут в глаза. Сухоруков с соской, Ефремов в балетной пачке должны бы отвлечь внимание от всех огрехов. Клиповый прием, рассчитанный на очень уж непритязательного зрителя. Досадно – ведь могло получиться идеальное новое кино. Если бы так не спешили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
508
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2230
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1461
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1091

Другие новости