Янина Лакоба из Александринского театра номинирована за роль Ксении.
Фото с официального сайта Александринского театра
Во вторник в Москве объявили имена номинантов театральной премии «Золотая маска». Два жюри с 27 марта по 15 апреля теперь отсмотрят всех тех, кого экспертные советы сочли достойными этой по-прежнему престижной награды. Имена лауреатов станут известны 16 апреля на церемонии в Гостином Дворе.
Жюри драматического театра возглавит Анатолий Смелянский, историк театра и ректор Школы-студии МХАТ, музыкального – главный дирижер петербургского музыкального театра «Зазеркалье» Павел Бубельников.
По традиции, когда начнется фестиваль, наверняка появятся вопросы: мол, кто же все это выбрал? По не менее стойкой традиции уже сейчас хочется понять, почему одним дали шанс быть увиденными жюри, а других такого же шанса лишили.
Начнем тем не менее с тех, кто попал в номинанты. Так называемая «новая драма» будет представлена пьесой Вадима Леванова «Ксения...» – о Ксении Петербуржской. Это спектакль Валерия Фокина, поставленный им в Александринском театре. Еще более радикальный пример – совместная работа Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры «Жизнь удалась» Павла Пряжко в постановке Михаила Угарова. Тут тебе и мат, и перемат... Частный театр – работой Николая Коляды в руководимом им екатеринбургском «Коляда-театре» «Трамвай «Желание». Из других важных участников – только что пришедший в Ярославский академический театр им. Ф.Волкова Сергей Пускепалис пригласил на постановку Василия Сенина, и тот выпустил «Горе от ума». Экспериментальный театр будет представлен в афише фестиваля и более или менее уже традиционным для Дмитрия Крымова «Опусом № 7», и вправду экспериментальной для нашего театра работой француза Дидье Руиса «Я думаю о вас» – вербатим десяти российских пенсионеров, рассказывающих о собственной несладкой военной жизни. Много всего. Есть и новосибирский «Красный факел» с «Макбетом», и пермский театр «У моста» – с пьесой Мартина МакДонаха в постановке Сергея Федотова (часто сетуют, что мало провинции – вот вам, пожалуйста, и провинция). И уже признанные «Рассказы Шукшина» Театра наций (постановка Алвиса Херманиса). И «Река Потудань» Студии театрального искусства, спектакль по рассказу Платонова для трех десятков зрителей, для которых Сергей Женовач открыл в своем театре малую сцену.
Приятно, например, что в списке номинантов – актриса Коляды Ирина Ермолова, вправду мощнейшая актриса, даже странно, обидно, что замечена только что, хотя играет, в том числе и у Коляды, давно, почти во всех его спектаклях. Чего (и кого) нет? В списке актеров есть, например, Максим Леонидов – исполнитель главной роли в мюзикле «Продюсеры». Но не хуже Леонидова, действительно не хуже, играет Юрий Мазихин. Это тот случай, когда в спектакле два почти равноценных состава. Мазихина нет. Выдвинута за роли в «Рассказах Шукшина» Чулпан Хаматова, но в этом спектакле есть еще одна актриса, достойная войти в список претенденток на премию, – Юлия Пересильд. Почему не заметили? Снова – вопрос. Но непонятнее всего – почему так принципиально не включили в афишу «Дети солнца» Малого театра? Пройти мимо, думается, не могли. Почему же в таких вот случаях не дать возможности жюри решить, достоин ли, например, Бочкарев снова получить «Маску» за лучшую мужскую роль, а Евгения Глушенко – за лучшую женскую. И наконец постановщик спектакля Адольф Шапиро – за лучший спектакль большой формы?
Музыкальный театр в прошлом сезоне не радовал столичную публику (по крайней мере профессиональную) большими откровениями, больше разочаровывал. Тем приятнее, что в списке номинантов на «Золотую маску» присутствует добрая доля провинциальных театров: здесь и Новосибирский театр оперы и балета, и пермский, и екатеринбургский. В балетные номинанты попал даже спектакль «Ромео и Джульетта» из Петрозаводска. Судя по представленным работам, в этом году у провинции есть весомый шанс получить «Маску» в ведущих номинациях, поэтому есть смысл посоветовать читателю, активно следящему за событиями премии «Золотая маска», обратить внимание именно на эти театры. Итак, в номинации «Лучший спектакль» Новосибирск представляет оперы «Макбет» и «Князь Игорь» (с дирижером Евгением Волынским), а также балеты «Бессмертие в любви» и «Не все ли равно», пермский – «Один день Ивана Денисовича» и «Медею», екатеринбургский – «Свадьбу Фигаро». Из спектаклей Мариинского театра в этом году на премию номинированы две моцартовские оперы – «Свадьба Фигаро» и «Идоменей, царь критский», а также проект «Гоголиада» (три одноактные оперы современных композиторов по Гоголю) и балет «Конек-Горбунок». Кроме того, побороться за «Маску» приедут спектакли других петербургских театров – «Дон-Жуан» из театра «Санктъ-Петербургъ-Опера», «Онегин» Бориса Эйфмана. Номинирована работа Василия Бархатова, так несправедливо, по мнению многих, обиженного в прошлом году (напомним, речь идет о спектакле «Братья Карамазовы»): в этом сезоне представлен его спектакль «Шербурские зонтики» музыкального театра «Карамболь». Среди московских театров в номинантский список попали Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко с операми «Лючия ди Ламмермур», «Гамлет (Датский) (Российская) комедия» и балетом «В лесу»; театр «Новая опера» со спектаклем «Джанни Скикки», а Большой театр – только с балетом «Русские сезоны». Из персональных номинаций выделим Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса за «Макбет», Георгия Исаакяна и дирижера Валерия Платонова за постановку оперы по Солженицыну, Чингиза Аюшева за роль Гамлета. Пожалуй, одно из самых сложных решений жюри музыкального театра придется принять в молодой номинации «Работа композитора»: Владимир Кобекин с «Гамлетом» и Александр Чайковский с «Одним днем Ивана Денисовича» – конкуренты что надо. Ситуация обостряется внешними факторами: в прошлом году Чайковский – председатель жюри по музыкальному театру – отдал премию Павлу Бубельникову как лучшему дирижеру, в этом году Бубельников уже сам возглавляет жюри.