Если углубляться в сюжет, фильм Гранта Хеслова «Безумный спецназ» легче всего сравнивать с отечественным анимэ-опытом «Первый отряд». И тут, и там речь ведут об особых военных подразделениях, сверхспособных и прибегающих к парапсихологии. Только одно «но», хотя это как посмотреть.
В «Первом отряде» же как было? Все по-серьезному, с псевдодокументальным размахом, с обращением к засекреченным документам. В «Безумном спецназе» основа тоже имеется, она, может, не слишком выдает себя за документально достоверную, но кое о чем говорит. Хотя бы о том, что фильм снят по книге журналиста Джона Ронсона с интригующим названием «Люди, которые таращатся на коз». В англоязычном прокате фильм так и пошел, с названием, которое интригует, уже когда смотришь список фильмов, чтоб выбрать, куда пойти. И пришедши, и получив с первых кадров четкую инструкцию внимать и принимать за чистую монету, выискивая реальные события, готовишь себя к повторению истории про паранормальных бойцов, только уже американцев.
Оно (ожидание) и не обманет особо. В ответ – на тебе: подробная история о том, как в эпоху вырождения хиппи зарождалась особая армия, основанная на благодушии и человеколюбии, в миниатюре повторяющая путь «всех известных пророков, в том числе Уолта Диснея» (цитата из фильма) и якобы прекратившая мыслить клише, свободно использующая психотропные стимуляторы, действующая на врага путем смещения его вражьего мыслительного контура. Про клише – это перебор, конечно. Сама история, счистив с себя паранормальную шелуху, выказывает остов, видавший виды, вспомните хотя бы когда-то так вдохновлявшую в 1994 г. на физкульт-бойцовские подвиги киношку с Дэнни ДеВито «Человек эпохи Возрождения», где речь шла примерно о том же, только без заоблачных фантазмов. Правда, следуя за перипетиями из жизни «Безумного спецназа», вряд ли будешь раздражаться клише. Они, эти не раз проверенные ходы с четко прописанной историей про то, как один, на голову упавший, собрал своих обиженных обществом единомышленников и стал делать из них Людей, и более того, стал успешно вместе с ними служить на благу обижавшему их доселе обществу, они работают.
От них приятно. Да так, что с легкостью прощаешь именитому журналисту (в исполнении Юэна МакГрегора) и его амурную депрессию, которая тоже с кем не бывает, и его вопиющий непрофессионализм, все-таки на интервью можно с собой и диктофон прихватить, если только вот такие интервью с карандашом и блокнотом в руке – не дань журналистике по образу и подобию Хантера Томпсона. А когда в кадре появляется Джорж Клуни и начинает то выкидывать коленца, стоя на крыше автомобиля посреди пустыни, – почти что по оздоровительной системе Порфирия Иванова, то завораживать пронзительным взглядом коз, отрабатывая навыки гипноза, зрителю и самому ничего не остается, как сидеть завороженным яко та коза и молчать либо смеяться заливисто. На пару с режиссером и сценаристами, которые поразвлеклись вволю, придумав такое милое издевательство над собой, над героями, над зрителем наконец, издевательство, которое под комедию абсурда маскирует быстрое счастье, дурманящее, потому что легко достижимое – всего-то и нужно слушать во все уши хорошо подобранную и расставленную по фильму музыку, внимать шуткам в переводе Сергея Козина, почувствовать себя хитрым учеником, которого учитель вдруг вызвал к доске рассказать накрепко, до мельчайших деталей заученный урок, а на выходе окончательно снять с себя всю ответственность за увиденное и услышанное, прочитав шутливое: «Хоть фильм и основан на реальных событиях, не пытайтесь проходить сквозь стены, разгонять взглядом облака, если вы за рулем, зато в невидимости практикуйтесь, сколько душе угодно».