Спектакль динамичен и экспрессивен. Сцена из оперы «Царская невеста».
Фото предоставлено Екатеринбургским театром оперы и балета
Екатеринбургский театр оперы и балета представил первую премьеру сезона – оперу «Царская невеста» Римского-Корсакова. Партнером этой постановки стал ГАБТ, реализующий долгосрочную программу «Большой театр – России»: на екатеринбургскую сцену перенесена сценография Федора Федоровского из спектакля 1966 года.
Расширение и обновление русского классического репертуара – приоритетное направление в оперной политике Екатеринбургского театра оперы и балета. В компанию «Князя Игоря», «Снегурочки», «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» теперь влилась одна из самых захватывающих своей красотой опер Римского-Корсакова. Неожиданная идея переноса спектакля из Москвы была просчитана маркетинговой группой театра. Оказывается, в городе, известном своим прогрессивным отношением к современному искусству (вспомним хотя бы танцевальные эксперименты Татьяны Багановой), классика востребована на ура. Причем не только на уровне репертуара, но и реализации. Активное сотрудничество с Большим театром началось в 2008 году, когда в Екатеринбурге прошли гастроли балетной труппы. Очевидно, тогда же начались переговоры и о «долгосрочных» гастролях оперы. Первоначальной идеей был полный перенос спектакля Федоровского-Баратова – одного из немногих, что не оставили дожидаться открытия старой сцены, а взяли в репертуар новой. Для осуществления переноса обратились к режиссеру Михаилу Панджавидзе, уже имевшему опыт подобного рода: при его участии, в частности, была выполнена реконструкция «Бориса Годунова» перед лондонскими гастролями Большого. Но амбициозный режиссер, уже осуществивший несколько собственных постановок в Казани (одна из них – «Любовь поэта» – была выдвинута на «Золотую маску»), предложил оригинальный ход – новая постановка в старых декорациях.
За возобновление декораций отвечал художник Игорь Оганов. Он признается, что работа была не из легких: сцена в екатеринбургском театре слишком маленькая (11 на 7 против 18 на 10). Сама работа над декорациями и костюмами это еще и колоссальная школа для мастерских: 7 тыс. метров парчи (настоящей, софринской) для костюмов, ручная вышивка жемчугом – казалось, все это ушло вместе с «большим» стилем прошлого века.
Михаил Панджавидзе обещал живой и динамичный спектакль, и он на самом деле случился – во многом благодаря исполнителям. Неподдельная увлеченность певцов этой работой была заметна невооруженным глазом. Солисты (и особенно солистки) буквально вырывали друг у друга в творческой конкуренции право на первый состав. И он оказался на самом деле удачным. Центром спектакля стала Наталья Бабинцева в партии Любаши – страсть, горькое отчаяние и решительность были сыграны ею с мастерством драматической актрисы. Хорошую пару ей составила Елена Дементьева – против страдающей Любаши она создала образ легкой, игривой, искренней Марфы в первых действиях, но изнеможденной в последнем. Юрий Девин очень органичен в роли Грязного (как сказал кто-то из коллег, Любашу понять можно – есть за кого бороться). Колоритны были опричники, словно сошли со страниц книг Владимира Сорокина или из фильма «Царь» Лунгина.
Дирижер Большого театра Павел Клиничев в этом сезоне помимо «Царской невесты» участвует и в новой постановкой «Лебединого озера» (над ней работает Людмила Семеняка). К Новому году готовят оперу Хумпердинка «Гензель и Гретель» (нестандартное решение детской елки), а в марте ожидается премьера «Богемы» Пуччини – директор театра Андрей Шишкин в выборе репертуара ориентируется на главного дирижера театра итальянца Фабио Мастранжело, у которого белькантовый репертуар в крови.
В театре уже задумываются о праздновании 100-летия. Постановка «Царской невесты» – один из шагов в ходе подготовки юбилейного сезона. В отличие от столичных театров екатеринбургский не требует реконструкции, но руководство мечтает о новом оборудовании, чтобы можно было реализовывать самые смелые проекты.