В субботу в Оренбурге закончился второй международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард». Главный приз фестиваля – «Золотого сарматского льва» – завоевала картина норвежского режиссера Ове Раймонда Гилденаса «Томми в аду» о жизни подростков. Этот же фильм получил приз за лучшую режиссуру. В первый день фестиваля награду за вклад в киноискусство получил Александр Прошкин, в последний – Сергей Соловьев. Его же «Анной Карениной» и завершился фестиваль.
Накануне закрытия Сергей Соловьев представил Оренбургу свою новую картину «2Асса2». Зал был полон, старшее поколение ностальгировало по первой «Ассе», молодое радовалось Сергею Шнурову. На выходе из зала один подросток спросил другого: «Слушай, я чё-то ничё не понял, а ты?» – «А чё понимать? Видел, как Шнур со скинхедом подрался?» Было понятно, что соловьевские посылы пока по назначению не дошли – знаменитое цоевское «Перемен, мы ждем перемен!» осталось в конце 80-х, запах свободы, переполнявший «Ассу», уступил место тоске по нему и глобальному недовольству режиссера.
Понять его можно, хотя высказанное им в Оренбурге желание «Я мечтаю, чтобы вернулась советская власть. Только в щадящем режиме» объясняет, почему уже никакой свободой в его работах не пахнет. У советской власти не бывает щадящего режима, как у настоящего художника не может быть тоски по тоталитаризму.
Почему Оренбург выбрали местом проведения очередного международного кинофестиваля – понятно. Председатель оргкомитета фестиваля – Григорий Ивлиев, председатель комитета Госдумы по культуре, депутат от Оренбурга. Ему надо отчитаться перед избирателями, привлечь в область деньги и внимание Центра, а если получится – и зарубежья. Наверное (и даже наверняка), зазорного в том ничего нет. Не очень понятно только, почему именно кинофестиваль, и именно международный, и непременно с конкурсом. Кстати, фильм – главный призер – оказался вообще далекого 2005 года. Из 10 конкурсных лент две-три были действительно приличного уровня – скажем, хорватский «Ничей сын» Арсена Антона Остоича о тяжких последствиях гражданской войны, в которой, как известно, победителей не бывает. Вполне «конкурсно» смотрелась еще одна балканская лента – сербская «Там и здесь» Дарко Лунгулова о неожиданном путешествии американского музыканта-пропойцы в Сербию и обретении им счастья именно там, на этой неведомой еще вчера земле. Неожиданно привлекательным оказался венгерский мюзикл «Сделано в Венгрии». Впрочем, кино Восточной Европы с каждым днем дает все большую фору западноевропейскому.
Но в целом конкурсная программа показалась довольно вялой. Неизвестно еще, есть ли весомый повод для гордости в том, что на фестиваль приехали Никита Михалков и Сергей Соловьев – оба сейчас колесят по городам, фестивалям и залам, предваряя показы своих картин. Михалков, правда, появился лишь на открытии, после чего, сославшись на нездоровье, отбыл, не показав обещанного куска «Утомленных солнцем-2». Не состоялись также заявленные презентации новых картин Алексея Учителя и Тимура Бекмамбетова – не приехал ни тот, ни другой. Кстати, многие журналисты прилетели в Оренбург исключительно ради этих презентаций.
Организаторы фестиваля на вопрос «Какова все же главная цель фестиваля?» обиженно начали признаваться в любви к народу и печалиться по поводу его, народа, удаленности от хорошего кино. Григорий Ивлиев в качестве ответа на этот невинный вопрос произнес на пресс-конференции долгую недовольную речь, после которой спросившему (вопрос задавала автор этих строк), очевидно, должно было стать неловко за свое нерадение о народе. Ивлиев пояснил, что таким образом к людям приходит мировая культура.
Однако неловко мне не стало. Мне кажется, что необязательно затевать конкурс, в который отбираются третьеразрядные фильмы. Можно продумать программу, состоящую не из самого нового кино, но непременно – качественного. Не ставить перед собой глобальные невыполнимые задачи вроде приобщения электората к мировой культуре, не пытаться идти семимильными шагами к горизонту. В провинции возможности смотреть кино не намного меньше, чем в Москве. Что греха таить – один Интернет способен удовлетворить самые взыскательные вкусы, не говоря уж о не самых взыскательных. Страна победившего пиратства при желании могла бы стать мировым лидером по количеству и качеству просмотров. Было бы желание. А желания нет.
Не возможности надо искать, а думать, как пробуждать у людей желание потреблять культуру. Это труднее, это муторнее и с точки зрения мгновенного результата невыгодно. Но что толку в фестивалях, если в 500 метрах от центра Оренбурга – непролазная грязь, немощеные улицы, открытые канализационные люки и тротуары, по которым ходить нельзя – только карабкаться?
Оренбург–Москва