В эти дни в Варшаве зазывали и на русское кино, и на обладателя каннского «золота» – «Белую ленту» Михаэля Ханеке.
Фото автора
В польской столице закончился фестиваль российского кино «Спутник над Варшавой». Публике показали более 150 лент – игровых, документальных, короткометражных, анимационных, охватывающих огромный период отечественного кинематографа – от «Путевки в жизнь» Николая Экка до «Волчка» Василия Сигарева.
«Спутник над Варшавой» проходит уже в третий раз. В прошлом году фильмы посмотрели около 40 тыс. человек, в этом, как ожидают организаторы, зрителей насчитается примерно 100 тысяч. Интерес к фестивалю немалый – и в Польше, и в России. Об интересе с нашей стороны говорит хотя бы факт приветственного письма премьер-министра России Владимира Путина. Да и в любом случае продвижение нашего кино на Запад – одна из составляющих глобального внимания властей к кинематографу, выраженного в огромных суммах вливаний в него. Поляки, избалованные собственным хорошим кинематографом, к соседнему кино относятся с интересом, но и с некоторой настороженностью – в памяти старшего поколения еще свежи воспоминания о тех временах, когда наряду с обязательным русским языком обязательным было и изучение «великого советского киноискусства».
Однако, как только проходит обязаловка, появляется искренний интерес. На российское кино ходят с удовольствием, особенно на новое. На фильме «Царь» Павла Лунгина сидели на ступеньках, на «Морфий» Алексея Балабанова было не пробиться, «Стиляг» Валерия Тодоровского вообще принимали на ура. Правда, это все кино раскрученное, профессионально пропиаренное, а вот что касается продукта менее гламурного, то не сказать чтобы зрители особо баловали его своим вниманием. «Ничего личного» Ларисы Садиловой, «Крыша» Бориса Грачевского, программа короткометражек, сделанная начинающими кинематографистами и составленная Алексеем Чуповым, не могли похвастаться даже относительно заполненными залами. Ничего в этом удивительного нет – даже такое масштабное и дорогое мероприятие, вызывающее, казалось бы, интерес априори уже самим фактом своего появления, нуждается в грамотном пиаре. Однако в городе не видно ни афиш, ни бигбордов, ни растяжек. Поэтому, конечно, львиная доля зрителей на показах – молодежь из киношкол и те, кто специально интересуется. Но реклама-то нужна не для них, они и так придут. Если уж мы двигаем наше кино в сторону Запада, надо бы это делать более системно.
Замечательные две ретроспективы – Андрея Тарковского и Василия Шукшина – с документальными фильмами о них, с обсуждениями и круглыми столами остались почти без внимания. А жаль – ведь именно Тарковский – лицо нашего кино на Западе, самый известный советский и российский режиссер для зарубежного зрителя. И самый, кстати сказать, по сей день загадочный. А Шукшин для зарубежного зрителя (если только зритель этот не киноман) – практически terra incognita, с трудом поддающаяся настоящему осмыслению. Поэтому, думается, и тот, и другой случай необычайно интересны для изучения и обсуждения на чужой дружественной земле, и именно в рамках вот такого фестиваля.
На «Спутнике над Варшавой кино много, оно перемешано по эпохам и жанрам. Самые новые фильмы – «Царь», «Палата № 6», «Волчок», «Дикое поле», «Бумажный солдат», «Сумасшедшая помощь» – показали в конце, зато на протяжении всего фестиваля выскакивали в программе картины то 80-х, то 90-х, то начала 2000-х. Может быть, конечно, стоило как-то четче структурировать показ – все-таки полторы сотни лент, запутаться легко. Но с другой стороны, в этом был и определенный смысл – показывать новое лицо российского кино не по частям (это нос, это рот, это глаза), а целиком. Пусть зрители сами разделяют.
Варшава–Москва